Принцип приоритета воспитания ребенка в семье в Российском законодательстве

Неверова Мария Юрьевна,
Первый Московский Юридический Институт, г. Москва

 

Семейное право как отрасль российского права регулирует личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание в условиях семьи. Основные главенствующие принципы семейного права нашли свое отражение в пункте 3 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ[2]. В качестве одного из этих принципов СК РФ также закрепляет и приоритет семейного воспитания детей, предоставляющий каждому ребенку право жить и воспитываться в той семье, которая наиболее подходит для становления его личности.

Следует отметить, что семья на протяжении всей истории человечества играла основную роль по содержанию и воспитанию детей. Однако сначала положение ребенка в ней было фактически бесправным, а сам ребенок был, можно так сказать, рабом для родителей, которым можно было пользоваться как угодно. Так, к примеру, в Киевской Руси, он целиком и полностью зависел от своих родителей, власть которых рассматривалась как своеобразная привилегия даже при посягательстве на жизнь ребенка.

В последующее время регулировал взаимоотношения членов семьи «Домострой», который, являясь образчиком норм семейного права, содержал подробное наставление для семьи «на все случаи жизни», в том числе и по воспитанию детей. С правления Петра I начинается новый этап в развитии взаимоотношений родителей и детей. Теперь на родителей возлагается обязанность не только воспитывать своих детей, что заключалось в подготовке их к определенной деятельности, но и предоставлять содержание детям в соответствии со своими возможностями [4; с. 4-6]. Чуть позже Екатерина Великая писала: «Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков…» [8; с. 122].

Лишь в Кодексе о браке, семье и опеке 1926 года советский законодатель официально закрепил принцип исключительности прав и интересов детей. С этих пор ребенок имел право не только на фамилию, имя, гражданство, но и заботу, воспитание, защиту интересов и содержание родителями.

Постановление ВЦИК от 19.11.1926  «О введении в действие Кодекса о браке, семье и опеке РСФСР» устанавливало, что «Кодекс утверждается и вводится в действие в целях урегулирования правовых отношений, вытекающих из брака, семьи и опеки на основе нового революционного быта, для обеспечения интересов матерей и уравнения супругов в имущественном отношении и в отношении воспитания детей»[3].

В советской правовой литературе некоторыми учеными предлагалось частично заменить семейное воспитания на общественное, то есть государственное. По мнению данных авторов, дети, которых необходимо было помещать в специальные дома и держать подальше от семьи, должны быть собственностью государства, тем самым планируя свести роль семьи в воспитании ребенка к минимуму. [5; с. 697-698].

В своих трудах Л. Спасович настаивал на том, что есть необходимость полной замены семейного воспитания на воспитание общественное, предполагая проведение в стране государственного воспитания с целью лишения ребенка возможности жить и воспитываться в семье[9; с. 3].

Тем не менее, Кодекс 1926 года вместе с иными правовыми актами и декретами, стал базой для разработки норм, прямо предусматривающих приоритетность семейного воспитания детей. На основе этого Кодекса были сформулированы и важнейшие принципы семейного законодательства.

Принцип приоритета воспитания ребенка в семье, как один из основных принципов семейного российского законодательства тесно связан с положениями принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ), являющейся главным источником любой отрасли права.  Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ, что подтверждается статьей 15 Конституции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Конституции РФ, «…в Российской Федерации…обеспечивается государственная поддержка детства» [1] – каждый ребенок вправе рассчитывать на достойный уровень, и достижение этой цели, которая является одной из главнейших задач нашего государства.

Основываясь на опыте прошлых поколений, мы приходим к выводу, что одним из важнейших социальных факторов, который и в современном обществе оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка, является именно семья.

Не случайно  Конституция РФ в части 1 статьи 38 содержит положение о том, что материнство, детство да семья в целом находятся под защитой государства [1]. Этой нормой признается, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, а имеют большое общественное значение.

Стоит отметить и то, что родители влияют и на выбор жизненной позиции ребенка, его стремлений, мыслей, чувств, ведь у них он учится контролировать свои действия и реакции.

Такие рекомендации родителям дает советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома…» [7; с. 19].

Однако существует и много тех, кто может возразить на это, что не все семьи могут подготовить своего ребенка к дальнейшей жизни в обществе, дать пример поведения во взрослой жизни, обеспечить получение им достойного образование и многое другое. В основном это относится к неблагополучным семьям, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. О каком приоритете семейного воспитания здесь может идти речь? В данном случае таких родителей могут лишить родительских прав. Бывает и так, что дети оказываются без попечения родителей в случае их смерти. Но какая бы ни была причина, нельзя сказать, что, попав в детский дом (при отсутствии родственников) дальнейшая судьба этих детей будет обязательно счастливой.

По мнению экспертов, выпускники сиротских учреждений не обладают бытовыми навыками в необходимом объеме. Ребенку практически невозможно усвоить основные навыки в сиротском учреждении, потому что организация питания в столовой не предполагает участия воспитанников в приготовлении пищи, а уборка и другие «домашние дела» входят в обязанность лишь сотрудников, абсолютно исключая выполнение этих обязанностей воспитанниками. Особенно сложно сформировать бытовые навыки и умения у детей, имеющих нарушения психического здоровья, которым для усвоения этого «багажа» требуется регулярное повторение.  Только 60% выпускников, по их собственной оценке, умеют распределять бюджет, остальным не хватает соответствующих знаний и умений. После выхода из интерната подростки показывают достаточно низкий уровень законопослушности и адаптации. В большинстве случаев у сирот неправильно сформированы модели семьи, а также искажены механизмы дружеских взаимоотношений, практически неразвита трудовая мотивация, что ведет в дальнейшем к проблемам с трудоустройством [10].

Исследование Е.Мироновой показало, что подростки из интернатов стремятся в будущем создать семью, так как семья является для них средством, чтобы избежать одиночества. Эти данные также подтверждается данными исследования проведенного в 1990—1991 гг. под руководством И. Ф. Дементьевой. Но, несмотря на то, что все они в будущем хотели бы иметь семью, представления о будущей семейной жизни размыты и формальны. К тому же, стоит отметить, что большинство из них (около 70%) совершенно не могут представить себе, какой будет их будущая семейная жизнь, а более половины выпускников говорят, что «пока еще рано думать о семейных отношениях» [6; с. 62-70].

Данный пример детально иллюстрирует, почему так необходимо, чтобы ребенок рос и воспитывался в семье, и какого истинное значение семьи для каждого человека. Для этого требуется развивать институт усыновления и передачу детей на воспитание в те семьи, которые хотят этого и могут себе это позволить. Правда, известны такие случаи, когда ребенка усыновляют лишь в качестве выгоды, что не есть для него хорошо.

Вопрос об усыновлениях российских сирот иностранцами и сегодня остается актуальным, снова и снова волнуя общественность и становясь темой различных документальных фильмов и популярных ток-шоу. Нередко вывезенные за границу дети становятся объектами насилия. Получается, что надо законодательно запретить усыновление за пределы России. Однако для тяжелобольных детей только усыновление за рубеж, в обеспеченную семью – практически единственный шанс получить необходимое им лечение. Следовательно, в этой сфере необходим особый контроль за поведением приемных родителей, чтобы избежать подобных неблагоприятных последствий для ребенка и обеспечить соблюдение его права на защиту, устанавливаемого статьей 56 СК РФ [2]. Ко всему прочему требуется ужесточить и сам порядок усыновления детей, как отечественными родителями, так и иностранцами. Право ребенка на защиту должно неукоснительно соблюдаться, а без такого контроля данное право не может быть осуществлено.

На наш взгляд, значение семьи в современном мире обуславливается такими ее основными социальными функциями, как регулирование отношений между поколениями, передача родителями детям материальных культурных ценностей и многое другое.  Семью можно сравнить с фундаментом нашего общества, поскольку в ней формируются качества человека, способствующие вхождению человека в мир социальных отношений.

Исходя из этого, мы лишний убеждаемся в том, что принцип приоритетности воспитания детей в семье, закрепленный в Семейном кодексе Российской Федерации имеет сегодня существенное значение для каждого из нас, и в первую очередь это касается детей. Ведь именно от подрастающего поколения будет зависеть будущее нашей страны. Именно поэтому так важно, чтобы нынешние дети выросли достойными членами общества, а этому как раз и способствует такая малая социальная группа, как семья.

Ко всему прочему хотелось бы отметить, что особое внимание стоит обратить не только на сохранность и поддержание принципа приоритетности воспитания ребенка в семье, но и на институт усыновления в семейном праве. Требуется его дальнейшее развитие. Кроме того, представляется целесообразным ужесточить некоторые правил по передаче детей в приемные семьи, установить особое наблюдение за ними.

На наш взгляд,  в науке семейного права категория его принципов исследована недостаточно. В связи с этим следует и в дальнейшем проводить научные исследования в данном направлении.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция от 04.11.2014)
  3.  СУ РСФСР. 1926. № 82. Ст. 612
  4. Бондаренко, О. А. История развития законодательства о правах ребенка / О. А. Бондаренко: научно-практическое пособие. – Волгоград: Изд-во Волгоградского института экономики, социологии и права, 2011. – 28 с. – (Юристы детям).
  5. Гойхабарг А.О. О пересмотре семейного и брачного права // Еженедельник советской юстиции. 1926. № 31.
  6. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка // Социологические исследования. 1992.  № 10.
  7. Макаренко А.С. Человек должен быть счастливым. Избранные статьи о воспитании / (Сост.: В.Э. Черник). – М.: Карапуз, 2009.–288 с.
  8. О величии России / Императрица Екатерина II; (Сост.: И. Я. Лосиевского). – М.: Эксмо, 2003. – 823 с.
  9. Спасович Л. Города будущего и организация социального быта. — М., 1928. – 112 с.
  10. http://psypress.ru/articles/25184.shtml — Портал психологических новостей PsyPress.ru – («Социализация выпускников детских домов»,  авторы: Довжик Л.М., Арчакова Т.О.)
0
Ваша оценка: Пусто