Применение показателя «точка безубыточности» в предпринимательской деятельности

Скиданова Я.,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента Немцова Н.В.

 

Успех работы любой компании измеряется величиной полученной прибыли и ее ростом. Рост прибыли справедливо связывают с ростом объемов продаж.Как нет предела совершенству, так нет того объема продаж и прибыли, достигнув который, можно сказать: "больше не надо". По мере развития "аппетиты" компании растут. На каждом из этапов становления возникает стремление как можно больше продать и получить как можно больше прибыли. Но для успешного ведения бизнеса необходимо не только просчитывать, сколько компания заработает при достижении запланированного объема продаж, но и четко представлять, какой минимальный объем продаж необходим для обеспечения безубыточной работы.

Заработать - значит продать продукции столько, чтобы покрыть все затраты на ее производство и после этого иметь какой-то "остаток". Планируя свою прибыль нужно определиться с размером того объема продаж, ниже которого предприятие будет терять деньги, выше которого - зарабатывать. Этот минимально допустимый объем продаж получил название точка безубыточности (так же ее называют точка равновесия, на английском - break-even point).
Как только достигнута точка безубыточности, можно начинать считать, какую прибыль заработает предприятие. Но если объем продаж не достигает точки безубыточности, то перед компанией встает вопрос: Как долго протянет компания?

Точка безубыточности определяется на основании данных об объемах реализации продукции и затратах на ее изготовление. Обязательно условие расчетов - разделение затрат на переменные и постоянные. Переменные затраты изменяются пропорционально объемам выпуска продукции (сырье, материалы, комплектующие, сдельная зарплата, технологическая энергия). Постоянные - не зависят об объемов производства (это затраты на ремонт и содержание оборудования и зданий, арендные и лизинговые платежи, затраты на отопление и освещение, повременная зарплата).

Выручка и затраты должны относиться к одному и тому же периоду времени (месяц, квартал, полгода, год). Точка безубыточности будет характеризовать минимально допустимый объем продаж за тот же период.
Чем ниже точка безубыточности - тем лучше. Это и понятно, например, чем ниже пропускной балл, тем больше вероятность стать студентом и так далее.
Одним из критериев успешной работы компании является низкая точка безубыточности, при условии, что масштабы компании не меняются.

Рост объемов продаж неизбежно приводит к росту постоянных затрат. Так, с увеличением объемов производства вырастут затраты на обслуживание оборудования и его ремонт. Расширение - это арендная плата за новые помещения, привлечение дополнительного персонала, а значит и оплата его труда, рост затрат на рекламу и продвижение своих товаров. Как только размер компании увеличился, компания выходит на новую, более высокую, точку безубыточности.
Из этого исходит, что точка безубыточности меняется пропорционально оборотам компании.

Точка безубыточности всегда говорит о том, какой минимум продаж необходим, чтобы компания работала без убытков. Но сказать, усилилось или ослабло финансовое положение компании удается не всегда. Для этого существует «Запас прочности». Его задача - показать, насколько близко предприятие подошло к границе, за которой начинаются убытки.

Достигнув точки безубыточности, можно начинать подсчитывать свою прибыль. При этом возникает вопрос: на какие темпы роста прибыли мы можем рассчитывать? Характеристику возможных темпов роста прибыли компании дает производственный рычаг (производственный леверидж (operating leverage)). Задача производственного рычага - показать, на сколько процентов вырастет прибыль предприятия при изменении выручки на 1%.
Парадоксально, но производственный рычаг - это, с одной стороны, характеристика возможных темпов роста прибыли, с другой - характеристика рисков потери этой прибыли. При одинаковом росте объемов продаж, предприятие с высоким рычагом будет наращивать прибыль более высокими темпами, чем предприятие с низким. Но при падении продаж первое предприятие будет терять прибыль быстрее.

Специалисты определяют несколько шагов к искомому успеху:

Расчет минимально допустимого объема продаж - точки безубыточности - в целом по предприятию и по каждому виду продукции. Это - обязательная планка, которую необходимо преодолеть.
Оценка того, насколько далеко реальные продажи находятся от минимально допустимого уровня - расчет "запаса прочности". Рост "запаса прочности" скажет нам об упрочении финансового положения компании, снижение - о необходимости корректировок - снижении затрат, увеличении цен реализации, изменения пропорций между продажами отдельных товаров.

Определение устойчивости прибыли к изменению объемов продаж - расчет производственного рычага. Чем выше рычаг - тем быстрее будет меняться (расти, падать) наша прибыль при изменении объемов продаж. Дальнейшие действия будут зависеть от прогнозов объема продаж.

Планируется рост продаж - высокий рычаг нам друг - стоит стремиться увеличивать долю постоянных затрат (зарплата на окладах, производство части комплектующих у себя). Предполагается снижение продаж - с высоким рычагом стоит побороться - найти возможности по снижению доли постоянных затрат (зарплата как процент от окладов, аутсорсинг).

Расчет и планирование прибыли - важная вещь. Ведь когда речь идет об успешной работе компании, важным аспектом являются денежные средства, которые идут на закупку материалов, выплату зарплаты, уплату налогов, покупку нового оборудования и ремонта уже имеющегося оборудования и так далее. А превышение безубыточного объема реализации вовсе не дает гарантию получения денег. Именно поэтому нужно всегда иметь в виду, что «один пишем, два в уме».

0
Ваша оценка: Пусто