Причины коммуникативных неудач на примере такого речевого акта как комплимент

Подкопаева Виктория Владимировна,
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск

 

В последнее время популярными, соответственно актуальными, становятся проблемы, которые находятся на стыке двух или более наук. Так лингвистика рассматривает темы совместно с психологией, например коммуникативные неудачи. Это ситуации, обусловленные восприятием в  психологическом плане, зачастую выражаемые вербально. Коммуникация в широком смысле, а также такой аспект как коммуникативная неудача, рассматриваются не только лингвистикой и психологией, а также и социальными и естественными науками, то есть относятся к понятиям междисциплинарным, чем и обусловлена неоднозначность подходов к решению данных проблем. 

По мнению О.П. Ермаковой и Е.А. Земской коммуникативная неудача – это полное или частичное непонимание высказывания партнером коммуникации, то есть неосуществление или полное осуществление коммуникативного намерения говорящего [1, с. 31].

Неудачная коммуникация может быть преднамеренной или случайной, немотивированной со стороны говорящего субъекта. Она может возникнуть по разным причинам: несовпадение социокультурных особенностей участников общения, неспособностью говорящего уловить настроение собеседника, определить ход его мысли и т.д.

Коммуникативные неудачи могут быть характерны и для такого речевого акта как комплимент.

Согласно словарю Н.Н. Романова и А.В. Филиппова, «комплимент - это тонкая и приятная похвала, нередко, однако, с оттенком лести» [2, с. 111]. Комплимент, как речевой акт отражает экспрессивную оценку, эмоции и чувства говорящего. Вовремя произнесенный комплимент, как известно, способствует положительному отношению к оппоненту. Обычно комплимент произносится в начале беседы, при встрече, знакомстве или при прощании.

В данной статье будут рассмотрены лингвистические и экстралингвистические факторы, обуславливающие возможность возникновения коммуникативных неудач в таком речевом акте как комплимент. Комплимент предполагает наличие адресанта и адресата, речевой ситуации, где коммуникативная неудача может быть обусловлена несовпадением представлений, индивидуальными особенностями восприятия, различием, как общей языковой картины мира, так и индивидуальной концептосферы.

В качестве практического материала были взяты речевые формулы комплиментов с немецкоязычных сайтов, включающих публицистические издания на данную тему. Анализ фактического материала показал, что коммуникативные неудачи (далее КН) можно разделить на два типа: преднамеренные со стороны адресанта и непреднамеренные.

Преднамеренные КН могут возникать по ряду причин. Наиболее распространенным является комплимент, содержащий двоякий смысл, например:

  • Also mir gefällt das nicht, aber zu Dir passt es.

Данное высказывание можно трактовать как  «мне не идет, а тебе идет» или «мне такие вещи не нравятся, но для тебя сойдет». Особенностью же восприятия человека является выбор смысла с негативной оценкой.

Также комплимент с преднамеренной КН может содержать сарказм. Чаще всего женщины воспринимают комплименты друг от друга, как сарказм, так как не уверенны в искренности комплимента, например:

  • Für dein Alter siehst Du ja echt noch gut aus!

В данном случае может скрываться сарказм – завуалированное целенаправленное действие – «комплимент с ожидаемым обратным эффектом».

Наиболее распространенный тип КН это непреднамеренные КН. Комплименты, как правило, содержат оценку. Оценка должна быть однозначной, чтобы комплимент был удачным. КН возникает, если в самом высказывании присутствует выбор одной или двух черт. Любой выбор может привести к КН. Комплимент можно считать не абсолютным, если одна черта выступает плюсом, а вторая  минусом, например:

  • Großartig siehst Du aus! Hast Du abgenommen?

Вторая часть с уточнением отрицает абсолютный комплимент, суждением этим подчеркивается, что раньше реципиент выглядел нехорошо.

КН может быть связана с несовпадением представлений о мире. С этой проблемой чаще всего сталкиваются иностранцы, так как у разных народов различные картины мира и порой то, что считается комплиментом в одной стране, в другой может трактоваться как оскорбление.

КН может также возникнуть из-за неудачно выбранных языковых средств, например:

  • Du hast Beine wie ein Reh…

В данном случае языковым средством выступает сравнение. Адресант, который делает такой комплимент, хочет подчеркнуть длину и стройность ног, однако  сам адресат может подумать, что у него такие же волосатые ноги как у лани.

Комплимент без четко выраженной черты может быть воспринят как КН, например:

  • Du erinnerst mich an meine Mutter!

Следуя психологии восприятия человека, адресат, скорее всего, воспримет данный комплимент, как негативный по отношению к себе.

Еще одним фактором, который может повлиять на восприятие комплимента является упоминание стереотипов негативного характера. Так как адресатами большинства комплиментов являются женщины, то данные стереотипы связаны с ними. Стереотипы, обуславливающие КН в комплиментах,  можно разделить на группы по внешнему виду, стилю адресата, возрасту, роду деятельности, например:

  •  Du siehst so gut aus, ich habe dich gar nicht erkannt!

 В данном комплименте адресант делает акцент на красивом внешнем виде адресата, однако как бы показывает, что раньше он выглядел хуже.

Следующая группа комплиментов подчеркивает стиль в одежде адресата и указывает на его неразборчивость в моде, отсутствие чувства стиля.

Распространенным стереотипом, воспринимаемым как негативный в комплиментах,  является лишний вес. Делая комплимент по поводу отличной фигуры нужно быть максимально тактичным и внимательным, так как для женщин это тема является «острой» и они могут воспринять комплимент неправильно.

  • Großartig siehst Du aus! Hast Du abgenommen? 

Этот комплимент является наиболее распространенным и с первого взгляда безобидным. Однако адресат может трактовать этот комплимент как оскорбление, он может подумать, что раньше выглядел плохо и имел лишний вес.

Следующая группа комплиментов относится к комплиментам, связанным с возрастом, например:

  • Du siehst aber toll aus für dein Alter!

Несмотря на то, что этот комплимент является достаточно безобидным и подчеркивает хороший внешний вид, для женщин это весьма обидное высказывание, которое лишний раз напоминает им о возрасте.

Следующая группа неудачных комплиментов выражает умения и способности адресата, например:

  • Für eine Frau fährst du echt gut Auto!

В данном комплименте четко прослеживается стереотип, что все женщины плохо водят машину и тем самым он может вызывать обратную реакцию адресата.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что комплимент может отражать две стороны: как похвалу, так и оскорбление. Делая комплименты нужно учитывать различные факторы, такие как возраст, принадлежность к полу, обстановка, национальность, в каких отношениях вы находитесь с адресатом и т.д. Так же разделение комплимента на преднамеренные и непреднамеренные КН зависит от того, какие цели преследует адресант и от психологического типа личности адресата.  Для адресата характерно акцентирование внимания на негативных чертах комплимента. Комплимент может считаться не абсолютным в связи с употреблением коммуникативных стереотипов, многозначных слов и конструкций, содержащих двоякий смысл, использованием сарказма, оценки адресата, а также неудачным выбором языковых средств. 

Литература

  1. Ермакова О.Н., Земская Е.А. К построению типологии коммуникативных неудач // Русский язык в его функционировании. — М.,1993.
  2. Романова Н.Н., Филиппов А. В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология / Н.Н. Романова, А.В. Филиппов .М.,2009.
0
Ваша оценка: Пусто