Предпосылки сохранения и развития потенциала малого бизнеса

Атаман Александр Леонидович, Васильева Леся Алексеевна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента Немцова Н.В.

 

В современном обществе малый бизнес является важнейшим структурообразующим сектором развитой экономики, деятельность которого напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала, решение проблем занятости и повышения уровня реальных доходов населения. Малый бизнес, в силу своей относительно меньшей капиталоемкости, гибкости и маневренности легче, чем крупный производитель, и потому обеспечивает модернизацию производства и обновление номенклатуры выпускаемой продукции, тем самым приспосабливаясь к меняющимся условиям конкуренции рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов. Малый бизнес в России сегодняшний день является наиболее массовым сегментом частного сектора экономики, оставаясь единственной возможностью для большей части населения реализовать свой предпринимательский потенциал. Но не смотря на это, в настоящий момент малый бизнес занимает более слабую позицию на рынке по сравнению с крупным и средним.

Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно Постановлению Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства годовая выручка малых предприятий не должна превышать сумму в 400 млн. рублей.
Необходимость сохранения и развития потенциала малого бизнеса обуславливает целесообразность создания для предпринимательства максимально благоприятной среды. Несмотря на реализуемые в условиях РФ меры, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства, в их развитии имеется множество проблем. 

В современных условиях переход к инновационному развитию экономики и ее модернизация являются одним из ключевых факторов   активизации экономического роста. Внедрение основанных на достижениях научно-технического прогресса новых, передовых технологий, форм организации труда и управления особенно актуально в сфере малого бизнеса, поскольку именно малые предприятия выступают в качестве связующего звена между наукой и производством.
На малых инновационных предприятиях материальные и временные затраты на НИОКР составляют весьма значительную долю в цикле, охватывают разработку, внедрение, производство и доведение готовой продукции до потребителя. Данный фактор обуславливает необходимость усиления роли налоговой политики, как важнейшего инструмента государственного регулирования, в стимулировании инновационной активности субъектов малого предпринимательства. В современных условиях необходимо усилить роль налоговой ставки и налоговых льгот в регулировании инновационной активности субъектов малого предпринимательства как наиболее мобильных инструментов налогового регулирования деятельности субъектов экономики. Необходимо сказать о том, что серьезной проблемой, тормозящей развитие Малого бизнеса является отсутствие комплексной правовой системы, прежде всего на федеральном уровне. Назрела необходимость совершенствования налогового законодательства, которое будет стимулировать рост промышленного производства.

На развитие Малого бизнеса продолжает сказываться высокая стоимость аренды нежилых помещений, несовершенство действующей административно-разрешительной и контрольной практики в отношении Малого бизнеса. Более того эти негативные моменты затрудняют продолжение эффективной деятельности и вынуждают направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Для решения проблем в сфере Малого бизнеса необходимо сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, (федеральный бюджет, региональные бюджеты, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, внебюджетные фонды), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования. Для вновь создаваемых предприятий Малого бизнеса необходимо широкое развитие лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система получает в России все большее распространение, то система лизинга находится лишь в зачаточном состоянии. Развитию этих форм деятельности на предприятиях малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.

Таким образом можно говорить о том, для успешного развития Малого бизнеса необходима всесторонняя и стабильная государственная поддержка. Она должна осуществляться в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализации комплексных программ.

0
Ваша оценка: Пусто