Правовые проблемы внедрения «зеленой» экономики в государственные, муниципальные и корпоративные закупки

Крахмальная Валерия Сергеевна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

 

На сегодняшний день задача по продвижению «отечественного производителя» получает всестороннюю поддержку со стороны государства, как путем предоставления субсидий, так и установления национальных приоритетов продукции при осуществлении государственных закупок. Так, в 2015-2016 гг. Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений, в которых регулирует запрет на поставку иностранных товаров, а также устанавливает преференции товарам, произведенным в России, а также приравненным к ним.

В статях 28-30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) предусмотрены преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, аналогичные преимущества содержатся в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ).

В настоящей статье поставлена задача исследовать эффективность мер по стимулированию внутреннего рынка при осуществлении государственных закупок, а также рассмотреть возможность внедрения дополнительных мер поддержки товаров, произведенных с использованием вторичного сырья, для развития «зеленой» экономики.

В научной литературе можно встретить термин «зеленая» экономика, который был впервые введен в оборот в 1989 г. [8, с.7] Идея «зеленого» стимулирования содержит в себе направления развития мер экономики, которые могут дать толчок для решения следующих экологических проблем:

  • ликвидации источника воздействия на окружающую среду;
  • предотвращения появления нового источника воздействия на окружающую среду;
  • сокращения объемов воздействия на окружающую среду;
  • утилизации отходов производства и потребления [9, с. 73].

Совокупность данных проблем может быть решена, путем введения соответствующих мер стимулирования, в частности, в законодательство о государственных, муниципальных и корпоративных закупках.

Ввиду прошедшей реформы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, необходима перестройка системы государственных закупок для внедрения ориентиров бережного природопользования. На сегодняшний день система государственного заказа во главу угла ставит развитие и поддержку конкуренции, что, на наш взгляд, уменьшает количество случаев поставки действительно качественных товаров, соответствующих требованиям заказчиков.

Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях государственных закупок также нельзя признать достаточно эффективными ввиду того, что критерии отнесения лиц к данному виду субъектов в Российской Федерации существенно расширены.

Опыт работы автора в данной сфере показал, что в Омской области преобладающее большинство всех участников государственных закупок относятся к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства. В этом свете поддержка указанным секторам бизнеса приобретает исключительно формальный характер, не оказывая действенного влияния на развитие предприятий, нуждающихся в этом.

В ходе анализа возможности внедрения положений о «зеленой» экономике в сферу государственных закупок, была изучена законодательная инициатива 2016 года депутата Государственной Думы Алексеевой Т.О. по внедрению в 44-ФЗ и 223-ФЗ новой статьи 29.1, касающейся преимуществ организациям, использующим вторичное сырье для производства товаров (продукции). Также предлагалось внести изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части внедрения новых терминов «вторичное сырье» и «вторичные материальные ресурсы».

Настоящая законодательная инициативы была отклонена на основании того, что пунктом 40 Протокола о порядке регулирования закупок (Приложение № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством государства – члена о закупках, при осуществлении закупок могут устанавливаться преимущества только для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих организаций.

Кроме того, в соответствии с нормами статей 28-30 44-ФЗ, установлена обязанность заказчиков предоставлять соответствующие преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, которыми могут быть и указанные в законопроекте организации [7, с. 2].

Принимая во внимание указанные положения, предполагаются равные возможности для всех участников рынка, что обеспечивает конкуренцию. Но что же будет стимулировать производителей переходить в сферу «зеленой» экономики? Площадка государственного заказа объемна и обширна и имеет все возможности (кроме законодательных) для осуществления поддержки субъектов, осуществляющих поставку и производство товаров из вторсырья.

На наш взгляд, ввиду актуальности темы защиты окружающей среды, а также основываясь на принципах разумного и бережного отношения к природе, необходимо внести изменения в Договор о Евразийском экономическом союзе в части расширения перечня субъектов, которым могут быть установлены преимущества при осуществлении закупок. В этом случае возможности для поставщиков будут равными, что не будет противоречить правилам Всемирной торговой организации, согласно которым товарам с территории любой Договаривающейся Стороны, ввозимым на территорию другой Стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование (пункт 4 статьи III Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1947).

Для перестройки производства требуется вложение финансовых ресурсов, а также спрос на товары, произведенные из вторичного сырья. Следуя правилу о том, что «спрос – рождает предложение» требуется создать тот самый спрос. Для многих предпринимателей прибыль стоит в приоритете, поэтому для них не имеет экономической выгоды модернизировать производство для внедрения вторичного сырья в качестве материалов производства.

Ввиду общественного резонанса, актуальности темы и прямых задач по эффективному природопользованию требуется вернуться к обсуждению возможности внедрения положений «зленой» экономики в государственный сектор. На наш взгляд, необходимо внести изменения, указанные в настоящей статье, в Договор о Евразийском экономическом союзе, 44-ФЗ, 223-ФЗ, а также установить постановлением Правительства перечень товаров, на которые данные преимущества будут распространяться, для эффективного развития сектора экономики, ориентированного на производство товаров из вторичного сырья.


Список используемых источников:

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
  2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г. // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
  3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
  4. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
  5. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
  6. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
  7. Заключение по проекту федерального закона № 1097210-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенному депутатами Государственной Думы Т.О. Алексеевой, Р.Р. Ишмухаметовым.
  8. Зомонова Э. М. Стратегия перехода к «зеленой» экономике: опыт и методы измерения. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2015. – 283 с. – (Сер. Экология. Вып. 104).
  9. Ульмясбаева А.О. Критерии и индикаторы устойчивого развития при реализации государственных «зеленых» закупок // сборник статей V Международной научно-практической конференции «Прорывные научные чтения» (Пенза, 2016 г.) – С. 69-74.
0
Ваша оценка: Пусто