Крахмальная Валерия Сергеевна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск
На сегодняшний день задача по продвижению «отечественного производителя» получает всестороннюю поддержку со стороны государства, как путем предоставления субсидий, так и установления национальных приоритетов продукции при осуществлении государственных закупок. Так, в 2015-2016 гг. Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений, в которых регулирует запрет на поставку иностранных товаров, а также устанавливает преференции товарам, произведенным в России, а также приравненным к ним.
В статях 28-30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) предусмотрены преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, аналогичные преимущества содержатся в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ).
В настоящей статье поставлена задача исследовать эффективность мер по стимулированию внутреннего рынка при осуществлении государственных закупок, а также рассмотреть возможность внедрения дополнительных мер поддержки товаров, произведенных с использованием вторичного сырья, для развития «зеленой» экономики.
В научной литературе можно встретить термин «зеленая» экономика, который был впервые введен в оборот в 1989 г. [8, с.7] Идея «зеленого» стимулирования содержит в себе направления развития мер экономики, которые могут дать толчок для решения следующих экологических проблем:
- ликвидации источника воздействия на окружающую среду;
- предотвращения появления нового источника воздействия на окружающую среду;
- сокращения объемов воздействия на окружающую среду;
- утилизации отходов производства и потребления [9, с. 73].
Совокупность данных проблем может быть решена, путем введения соответствующих мер стимулирования, в частности, в законодательство о государственных, муниципальных и корпоративных закупках.
Ввиду прошедшей реформы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, необходима перестройка системы государственных закупок для внедрения ориентиров бережного природопользования. На сегодняшний день система государственного заказа во главу угла ставит развитие и поддержку конкуренции, что, на наш взгляд, уменьшает количество случаев поставки действительно качественных товаров, соответствующих требованиям заказчиков.
Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях государственных закупок также нельзя признать достаточно эффективными ввиду того, что критерии отнесения лиц к данному виду субъектов в Российской Федерации существенно расширены.
Опыт работы автора в данной сфере показал, что в Омской области преобладающее большинство всех участников государственных закупок относятся к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства. В этом свете поддержка указанным секторам бизнеса приобретает исключительно формальный характер, не оказывая действенного влияния на развитие предприятий, нуждающихся в этом.
В ходе анализа возможности внедрения положений о «зеленой» экономике в сферу государственных закупок, была изучена законодательная инициатива 2016 года депутата Государственной Думы Алексеевой Т.О. по внедрению в 44-ФЗ и 223-ФЗ новой статьи 29.1, касающейся преимуществ организациям, использующим вторичное сырье для производства товаров (продукции). Также предлагалось внести изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части внедрения новых терминов «вторичное сырье» и «вторичные материальные ресурсы».
Настоящая законодательная инициативы была отклонена на основании того, что пунктом 40 Протокола о порядке регулирования закупок (Приложение № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством государства – члена о закупках, при осуществлении закупок могут устанавливаться преимущества только для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, в соответствии с нормами статей 28-30 44-ФЗ, установлена обязанность заказчиков предоставлять соответствующие преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, которыми могут быть и указанные в законопроекте организации [7, с. 2].
Принимая во внимание указанные положения, предполагаются равные возможности для всех участников рынка, что обеспечивает конкуренцию. Но что же будет стимулировать производителей переходить в сферу «зеленой» экономики? Площадка государственного заказа объемна и обширна и имеет все возможности (кроме законодательных) для осуществления поддержки субъектов, осуществляющих поставку и производство товаров из вторсырья.
На наш взгляд, ввиду актуальности темы защиты окружающей среды, а также основываясь на принципах разумного и бережного отношения к природе, необходимо внести изменения в Договор о Евразийском экономическом союзе в части расширения перечня субъектов, которым могут быть установлены преимущества при осуществлении закупок. В этом случае возможности для поставщиков будут равными, что не будет противоречить правилам Всемирной торговой организации, согласно которым товарам с территории любой Договаривающейся Стороны, ввозимым на территорию другой Стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование (пункт 4 статьи III Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1947).
Для перестройки производства требуется вложение финансовых ресурсов, а также спрос на товары, произведенные из вторичного сырья. Следуя правилу о том, что «спрос – рождает предложение» требуется создать тот самый спрос. Для многих предпринимателей прибыль стоит в приоритете, поэтому для них не имеет экономической выгоды модернизировать производство для внедрения вторичного сырья в качестве материалов производства.
Ввиду общественного резонанса, актуальности темы и прямых задач по эффективному природопользованию требуется вернуться к обсуждению возможности внедрения положений «зленой» экономики в государственный сектор. На наш взгляд, необходимо внести изменения, указанные в настоящей статье, в Договор о Евразийском экономическом союзе, 44-ФЗ, 223-ФЗ, а также установить постановлением Правительства перечень товаров, на которые данные преимущества будут распространяться, для эффективного развития сектора экономики, ориентированного на производство товаров из вторичного сырья.
Список используемых источников:
- Договор о Евразийском экономическом союзе // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
- Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г. // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
- Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
- Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
- Заключение по проекту федерального закона № 1097210-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенному депутатами Государственной Думы Т.О. Алексеевой, Р.Р. Ишмухаметовым.
- Зомонова Э. М. Стратегия перехода к «зеленой» экономике: опыт и методы измерения. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2015. – 283 с. – (Сер. Экология. Вып. 104).
- Ульмясбаева А.О. Критерии и индикаторы устойчивого развития при реализации государственных «зеленых» закупок // сборник статей V Международной научно-практической конференции «Прорывные научные чтения» (Пенза, 2016 г.) – С. 69-74.