Правовые проблемы в законодательства о государственной службе РФ

Ковалец Никита Юрьевич,
Омская юридическая академия, г.Омск

 

Государство как организованная политическая сила способна приводить в жизнь властные предписания, оказывать управляющее воздействие на весь ход и направленность общественных отношений.

Субъектом правоотношений в государственном управлении является представленная в гражданской, правоохранительной и военной сферах государственная служба,  выступающая основным средством практической реализации задач и функций по обеспечению надлежащего уровня жизнедеятельности индивида и общества в целом.

Государственная служба в Российской Федерации может осуществляться гражданами как непосредственно на основании равного доступа, так и через своих представителей, что регламентируется в ч. 1 и ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации.

В связи с этим особое значение приобретают правовые основы государственной службы в Российской Федерации, актуальность которых подчёркивается принимаемыми нормативно-правовыми актами, направленными на совершенствование системы государственной службы в целом и отдельных её видов в частности и реформирование их на основе всех государственных служб Российской Федерации.

Множественные преобразования уже сформировавшегося законодательства о государственной службе и самой системы государственной службы, а также преобразование законодательства о местном самоуправлении и муниципальной службе  привели уже и приведут далее к возникновению значительного числа пробелов и противоречий в правовом регулировании порядка прохождения государственной гражданской службы.

Своеобразное место в системе государственной гражданской службы, как вида государственной службы, занимает Федеральная служба судебных приставов, призванная обеспечивать установленный порядок деятельности судов, осуществлять принудительное исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц и исполнять законодательство об уголовном судопроизводстве, отнесённым уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Данный институт государственной службы претерпевает существенные изменения, которые отражаются на кадровом составе гражданских служащих, а также на условиях прохождения государственной гражданской службы.

На основании Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службе Российской Федерации» и Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» урегулирована система государственной службы, определены её основные виды (государственная гражданская, правоохранительная и военная), закрепившие принципы, права, обязанности и ответственность государственного служащего.

Однако в противоречие некоторым положениям данных Федеральных законов вступают Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» и Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Как уже было упомянуто выше, Федеральная служба судебных приставов есть государственная гражданская служба, но, не смотря на это, на неё возлагаются обязанности, относящиеся к правоохранительной службе.

Согласно статьям 15, 16, 17 и 18 Федерального закона «О судебных приставах» определяются условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного правопорядка деятельности судов, что соответствует ст. 1 (задачи судебных приставов) данного Федерального закона и ст. 7 (правоохранительная служба) Федерального закона «О государственной службе», но, в свою очередь, противоречит ст. 5 (государственная гражданская служба) данного закона.

Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов.

А правоохранительная служба – вид государственной федеральной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Исходя из определения Федеральной службы судебных приставов – федеральный орган исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов – существует отдельный Федеральный закон «Об исполнительном производстве», чего нельзя сказать об обеспечении установленного порядка деятельности судов.

Тем самым можно подытожить, что, несмотря на закрепление условий и пределов применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в Федеральном законе «О судебных приставах»,  данное положение фактически противоречит законности, поскольку Федеральная служба судебных приставов не осуществляет функции правоохранительных служб.

Необходимо внести изменения в законодательство в части соответствующих Федеральных законов посредством принятия поправок к статьям и принятия новых Федеральных законов, регламентирующих принципы государственной службы в отношении государственных служащих и государственных служб, такие как: общие стандарты государственной службы; общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий; общие системы подготовки кадров и контроля их компетентности.

Именно это послужит повышению уровня профессионализма и эффективности, способности полноценно осуществлять задачи и функции, возложенные государством.


Список литературы

 

  • Конституция Российской Федерации (12.12.1993 года);
  • Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О судебных приставах»;
  • Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об исполнительном производстве».
0
Ваша оценка: Пусто