Правовые концепции и идеология социального предпринимательства

Воробьев Константин Олегович
Московский городской педагогический университет

 

26 июля 2019 г. российское законодательство дополнилось долгожданным нововведением – в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ были закреплены дефиниции понятий социального предпринимательства и социального предприятия и установлен специальный режим поддержки.

Для того чтобы понять сущность правового регулирования социального предпринимательства в России, а следовательно, принципы и основы правоприменения,  первостепенно, необходимо установить дефиницию и выявить признаки социального предпринимательства как транснационального правового явления и проследить эволюцию идеи и, главным образом, идеологии социального предпринимательства, обратившись к опыту зарубежного правового регулирования.

Европейская концепция социального предпринимательства связана с традицией 1990-х годов закрепления кооперативов, ассоциаций, общественных движений, фондов, другими словами, всех некоммерческих организаций, в качестве самостоятельного третьего сектора, именуемого в некоторых европейских странах «социальной экономикой» [2, с. 3]. Рост в Италии чрезвычайно массового кооперативного движения привел к принятию в 1991 г. итальянским парламентом закона, устанавливающим новую организационно-правовую форму социального кооператива, получившего на практике широкое распространение при учреждении гражданами юридических лиц [4, c. 216].

Идея использования социальных кооперативов помогает проследить динамику идентификации юридических конструкций как форм социального предпринимательства в Европе.

Превалирующее развитие кооперативного движения привело к необходимости юридической легализации практической потребности граждан, выраженной в виде создания новой организационно-правовой формы для поощрения и создания наиболее благоприятных условий организации кооперативов [3, c. 218], деятельность которых имела социальную направленность.

В свою очередь, к пониманию сущности кооперативов как организаций, сочетающих трудовую интеграцию граждан, их стремление к самоуправлению и распределению прибыли между работниками добавился фактор осуществления общественно полезной деятельности, что привело к появлению и идентификации первых социальных предприятий.

Именно с итальянским социальным кооперативом связана фокусировка исследователей не только на хозяйственной деятельности некоммерческой организации, но и на непосредственных субъектах этого процесса – работниках, принадлежащих к социально незащищенным или неблагополучным группам населения. В этом случае для правоприменения первостепенную важность имеет феномен трудовой реабилитации и интеграции людей, указанных выше групп населения, а деятельность социального предприятия выступает в качестве средства решения социальной проблемы трудовой занятости.

Вместе с тем, исследования социальных предприятий и социального предпринимательства в Соединенных штатах Америки еще с 1980 г. развивались в рамках двух научных подходов, или школ мысли.

Первый подход понимания сущности социального предпринимательства за основу принимает осуществление некоммерческой организацией предпринимательской (коммерческой), приносящей доход деятельности с целью выполнения своей миссии; другой подход опирается на «социальные инновации» [2, c. 3].

Стратегия заработанного дохода легла в основу первой школы мысли в качестве фундамента понимания социального предпринимательства. Альянс социальных предпринимателей в конце 1990-х годов определил социальное предпринимательство в качестве «приносящей доход деятельности некоммерческих организаций, осуществляемой с целью привлечения ресурсов для выполнения своих общественно полезных, благотворительных целей деятельности» [3, c. 212].

В дальнейшем фокус школы мысли «заработанного дохода» сместился с исключительно некоммерческих организаций (подход «коммерческой деятельности некоммерческих организаций») на более широкий круг субъектов, охватывающий также коммерческие организации (подход «социально ориентированной коммерческой деятельности») [2, c. 3].

Таким образом, сформировалось понимание социальных предприятий, охватывающее все виды организаций, занимающихся производством и продажей товаров либо оказывающих услуги с общественно полезными целями, в том числе, коммерческих организаций.

Однако вместе с тем, это стало причиной возникновения массовых споров, касающихся возможности отнесения любой социально ответственной деятельности предпринимателей к социальному предпринимательству, даже если процент этой деятельности крайне низок по отношению к остальной деятельности организации.

Именно к недостатку этого подхода следует отнести то, что к социальному предпринимательству может быть отнесена любая предпринимательская деятельность, прибыль от которой будет направлена на решение социальных проблем (социально ответственный бизнес) и благотворительность, что не отражает специфику и уникальность феномена социального предпринимательства.

Школа мысли «социальных инноваций» связана с развитием идеи о том, что приносящая доход, предпринимательская деятельность некоммерческих организаций имеет инновационный характер, так как требует от организации поиска и реализации новых подходов к предоставлению услуг, производства товаров, стратегии деятельности [2, c. 4].

Таким образом, ценностью социального предприятия является совмещение коммерческого подхода с некоммерческой социальной целью, направленной на решение социальных проблем, с использованием инновационных предпринимательских средств.

На основании указанного научного подхода д.ю.н. Яна Сергеевна Гришина отмечает, что критерием разграничения социального предпринимательства и традиционной предпринимательской деятельности и некоммерческого хозяйствования является не критерий прибыльности, а нацеленность на удовлетворение социально-имущественных потребностей с помощью социально-инновационных предпринимательских средств. При этом подходе социальное предприятие может вообще не приносить прибыли, так как ценность его деятельности заключается в том, что оно мобилизует ресурсы для решения или сглаживания социальных проблем [1, с. 18]. Вместе с тем, критерий инновационности в деятельности социальных предприятий заслуживает критики, так как не имеет устоявшейся и точной формулировки, другими словами, не является верифицируемым.

Вместе с тем, не стоит и преувеличивать различия между школами мысли «социальных инноваций» и «заработанного дохода». Важно подчеркнуть значимость попытки нахождения баланса и интеграции экономических и социальных целей и стратегий деятельности.

Несмотря на различие подходов к пониманию сущности социальных предприятий, в частности, и социального предпринимательства, в целом, в каждом присутствует неотъемлемое сочетание, с одной стороны, хозяйственной деятельности, то есть деятельности, направленной на производство товаров, предоставление услуг, другими словами, предпринимательская составляющая, и с другой стороны, социальная ориентированность деятельности: в отличие от коммерческих организаций, занимающихся благотворительностью (социально ответственный бизнес), сама деятельность должна иметь цель, направленную на достижение общественно полезного результата, реализацию социальных ценностей, некоммерческую составляющую.

Именно сочетание предпринимательского и некоммерческого элементов порождает смешанный, гибридный характер социального предприятия, что препятствует выработке единых подходов к его определению и правовому регулированию, поэтому в правовых системах некоторых стран социальное предприятия преимущественно возникает и развивается в сфере публичного некоммерческого сектора, а в других - является ответвлением коммерческого сектора, что характерно, в частности, для российской правовой системы, основной правовой концепт которой заключается в поддержке социальной ориентированной деятельности определенного круга коммерческих организаций.


Список источников:

1. Гришина, Я. С. Концептуальная модель правового обеспечения российского социального предпринимательства: дис.... доктора юридических наук: 12.00.03/ Гришина Яна Сергеевна; Моск. акад. экономики и права. – Москва, 2016. – 241 с.

2. Defourny, J., Nyssens, M. Conception of Social Enterprise in Europe: A Comparative Perspective with the United States [Электронный ресурс] – Social Enterprises. An Organizational Perspective. Palgrave Macmillan. 17 p. – Режим доступа. – URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.1004.2749&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 19.05.2019);

3. Galera G., Borzaga C. Social Enterprise: An International Overview of its Conceptual Evolution and Legal Implementation Article [Электронный ресурс] – Social Enterprise Journal. Vol. 5 No. 3, 2009. pp. 210-228  – Режим доступа. – URL: https://www.academia.edu/13075368/Social_enterprise_an_international_overview_of_its_conceptual_evolution_and_legal_implementation (дата обращения: 25.03.2019);

4. Picciotti A. Social cooperatives in Italy: Economic antecedents and regional distribution [Электронный ресурс] – Annals of Public and Cooperative Economics. Vol 85. № 2. 2014. pp. 213-231 – Режим доступа. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/apce.12036 (дата обращения: 19.05.2019).

 

0
Ваша оценка: Пусто