Правовые аспекты суррогатного материнства

Юрковец Алина Петровна
Барановичский государственный университет

 

Бесплодие все чаще становится не только привычным термином, но и реальной проблемой для многих семейных пар. В современном мире медицинские технологии позволяют найти решение проблем бесплодия с помощью методов вспомогательных репродуктивных технологий (далее –– ВРТ). В связи с этим актуальной остается проблема эффективного правового регулирования отношений, связанных с суррогатным материнством[1].

В мировой практике отношение к суррогатному материнству неоднозначно: правовые системы одних государств его законодательно разрешают, других –– запрещают, третьих –– не содержат правовой регламентации. Отсутствие единого подхода к данной проблематике порождает ситуацию, когда граждане одного государства пересекают границу иностранного государства с целью осуществления своих репродуктивных прав посредством реализации указанного вида ВРТ, вследствие чего появляются правоотношения, осложненные иностранным элементом [2].

Транснациональное суррогатное материнство приводит к сложным и зачастую противоречивым правилам, касающимся основных вопросов семейного права, материнства, отцовства, опеки, попечительства и прав детей.

Международное право в области прав человека предоставляет некоторые руководящие принципы.

Укажем три основных договора по правам человека:

  1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  2. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
  3. Конвенция о правах ребенка.

Хотя ни в одном из этих договоров прямо не говорится о суррогатном материнстве, в каждом из них рассматриваются права, имеющие решающее значение в этом контексте, включая право на здоровье, право знать свое происхождение и право на семью. Аргумент здесь заключается в том, что, по крайней мере, там, где допускается суррогатное материнство, должна быть обеспечена защита устоявшихся норм в сфере прав человека [3, с. 59-60].

Основным законодательным актом в Республике Беларусьнаправленным на определение правовых и организационных основ применения ВРТ является Закон Республики и Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях» (далее –– Закон о ВРТ). Согласно ст. 1 Закона о ВРТ, суррогатное материнство –– это вид вспомогательных репродуктивных технологий, заключающийся в соединении сперматозоида и яйцеклетки, изъятой из организма генетической матери, или донорской яйцеклетки вне организма женщины, развитии образовавшегося в результате этого соединения эмбриона, дальнейшем переносе данного эмбриона в матку суррогатной матери, вынашивании и рождении ею ребенка. Одним из ключевых условий является заключение договора.

В соответствии со ст. 21 Закона о ВРТ договор суррогатного материнства заключается между суррогатной матерью и генетической матерью или женщиной, воспользовавшейся донорской яйцеклеткой, в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Обе стороны добровольно принимают на себя обязательства и имеют определенные права[5].

Суррогатное материнство также подразумевает и регулирование прав ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка. Во-первых, права ребенка должны уважать и обеспечивать без какой-либо дискриминации, [включая] рождение или другой статус. Хотя это положение изначально предназначалось для защиты незаконнорожденных детей, его всеобъемлющий характер предполагает применение, в том числе детей, рожденных от суррогатного материнства.

В статье 7.1 Конвенции ООН о правах ребенка в соответствующей части предусматривается, что «ребенок должен быть зарегистрирован сразу после рождения и имеет право от рождения на имя, право на получение гражданства и, насколько это возможно, право знать и получать заботу от своих родителей». Это положение связано с двумя трудностями, основанными на предполагаемом включении в национальное законодательство. Если этот закон предусматривает, что матерью является лицо, рожающее ребенка, то статус ребенка при оказании услуг суррогатного материнства неясен. Если этот закон предусматривает, что ребенок, рожденный от суррогатной матери, не может приобрести гражданство своих предполагаемых родителей, то неврожденный ребенок может оказаться в опасной ситуации. Любая из этих проблем может быть исправлена путем реформирования внутреннего законодательства, требуя от предполагаемых родителей заключения помимо договора об оказании услуг суррогатного материнства специального соглашения, что получившемуся в результате программы суррогатного материнства ребенку будет предоставлено гражданство в государстве, где его предполагаемые родители живут, и что они, по сути, будут юридически признаны его родителями в этом государстве[3, с. 65-66].

Наряду с положительным эффектом использование ВРТ связано с серьезными проблемами, рисками и негативными последствиями для национальной безопасности Республики Беларусь. Недостаточный учет демографических угроз, интересов охраны здоровья, защиты семьи, материнства, отцовства, прав и интересов будущих поколений, а также экономических факторов и морально-нравственных аспектов может создать условия, когда вместо предполагаемого повышения уровня рождаемости, применение ВРТ умножит существующие и создаст новые серьезные демографические угрозы и тем самым приблизит нашу страну к той самой ”точке невозврата“, после которой демографические процессы станут необратимыми. ВРТ имеют несомненную значимость и ценность в том случае, если их применение происходит строго в контексте семьи и семейных отношений, исключая участие донорских половых клеток третьих лиц. Только с этим условием внедрение методов вспомогательной репродукции может рассматриваться в качестве допустимой и оправданной меры, ориентированной на улучшение режима воспроизводства населения. Правовое регулирование ВРТ требует принципиального пересмотра с учетом системной взаимосвязи и сбалансированности национальных интересов в сфере демографической безопасности и прав отдельного человека, экономических факторов, а также морально-нравственных аспектов[4].

В заключение, следует отметить, что, несмотря на закрепление основных положений о суррогатном материнстве в законодательстве Республики Беларусь, некоторые вопросы остались открытыми.


Библиографический список

  1. О некоторых вопросах правового регулирования договора суррогатного материнства [Электронный ресурс]. –– Режим доступа: http://www.elib.bsu.by/bitstream/123456789/175192/1/misyuro_sbornik18.pdf. –– Дата доступа: 09.12.2019.
  2. Суррогатное материнство в международном частном праве [Электронный ресурс]. –– Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/17356/1/2011_04_12_k_Baibarosha.pdf. –– Дата доступа: 09.12.2019.
  3. Гаранина, И. Г. Актуальные вопросы суррогатного материнства в современном международном частном праве / И. Г. Гаранина // Вестн. Марийского гос. ун-та. Серия «Истор. науки. Юрид. науки». –– 2018. –– № 4. –– С. 58-65.
  4. Вспомогательные репродуктивные технологии и национальная безопасность Республики Беларусь [Электронный ресурс]. –– Режим доступа: http://center.gov.by/publikatsii-rabotnikov-tsentra/vspomogatel-ny-e-repr. –– Дата доступа: 09.12.2019.
  5. О вспомогательных репродуктивных технологиях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 7 янв. 2012 г. № 341-З :в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.06.2019 г. № 200-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. –– Минск, 2019.
0
Ваша оценка: Пусто