Правовой режим электронного голосования на выборах

Мизелифова Эльвира Абрудиновна,
БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», город Сургут

 

Развитие информационной организации российского государства переживает сложный период. С одной стороны, процесс внедрения инструментов электронной демократии в реалии современной России неизбежен и необратим. Как говорил Дмитрий Анатольевич Медведев: «я абсолютно уверен, что грядет эпоха возвращения в известной степени от представительной демократии к демократии непосредственной, прямой, при помощи Интернета». С другой, – пока информационная сфера, ее ресурсы, в том числе и их защищенность, отстают в развитии от других институтов современного российского общества.

Концепция развития в РФ механизмов электронной демократии до 2020г. определяет понятие «электронной демократии» как форму «организации общественно-политической деятельности граждан, которая обеспечивает за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и коммерческими структурами» [1].

К числу механизмов электронной демократии относится:

  • электронное голосование;
  • механизмы сетевой коммуникации граждан и коллективного обсуждения социально-значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики в режиме on-line;
  • механизмы формирования онлайн-сообществ, включая механизмы планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий;
  • механизмы сетевой коммуникации граждан с органами власти, включая инструменты воздействия на принятие решений и гражданский контроль за деятельностью органов власти;
  • механизмы общественного онлайн-управления на муниципальном уровне.

Проанализируем такой механизм электронной демократии как электронное голосование. Понятие «электронного голосования» определено в Федеральном законе РФ от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее: Федеральный закон № 67-ФЗ) как «голосование без использования бюллетеня, изготовленном на бумажном носителе, с использованием комплекса средств ГАС «Выборы»» [2]. В свою очередь, под электронным бюллетенем понимается бюллетень, подготовленный программно-техническими средствами в электронном виде, применяемый при проведении электронного голосования.

Впервые термин «электронное голосование» был введен в 1960-х гг. в США, где для голосования применялись специальные перфокарты, позволяющие компьютерной системе при помощи оптического сканирования считывать информацию о волеизъявлении избирателя. Использование Интернета и телефона для голосования стало обсуждаться лишь  в 1980-х гг., но эти средства не предполагалось использовать на всеобщих выборах или референдумах, вследствие их слабой информационной защищенности.

В настоящее время используются различные системы электронного голосования. Одним из первых государств, создавших такую систему голосования, стала Эстония. Уже в 2002 году здесь была разработана и принята правовая база для осуществления электронного голосования. Тестирование инфраструктуры для Интернет-голосования на местных выборах Правительство Эстонии начало в 2005 году. Два года спустя она была использована на национальных выборах, а на выборах в Европейский парламент в 2009 году через Интернет были поданы 15% голосов. В 2011г. на выборах в национальный парламент страны это количество Интернет - избирателей выросло почти до 25%. Во Франции первый эксперимент по электронному голосованию был проведен в 2003г. Была дана возможность гражданам Франции, проживающим за пределами страны, голосовать через Интернет.

Но наиболее интересным в плане разработки и внедрения электронного голосования через Интернет является опыт Швейцарии. Ее кантон Женева в  2003г. впервые использовал голосование через сеть Интернет. Разработчики программы придумали способ исключения основного недостатка системы электронного голосования, – отсутствие защищенной анонимности голоса, для чего всем гражданам страны был присвоен уникальный идентификационный номер, известный только самим гражданам. На прошедших 18 октября 2015 года парламентских выборах в удаленном режиме голосовали граждане только 4-х кантонов; в остальных 9 кантонах такое голосование не проводилось из-за недостаточных гарантий информационной безопасности системы.

В России тоже был проведен ряд экспериментов по дистанционному голосованию. Так, например, в октябре 2008г. был проведен первый эксперимент: голосование через Интернет протестировали во время выборов в местные органы власти в г. Новомосковске Тульской области. Они проходили с помощью специальных компакт-дисков, которые были распространены среди избирателей. Еще один эксперимент проходил 1 марта 2009г. во время единого голосования в 5 субъектах: Владимировской, Волгоградской, Вологодской, Томской областях и Ханты-Мансийском автономном округе-Югра. В Волгоградской, Вологодской и Томской областях он проходил при помощи диска электронного опроса. Во Владимировской области проводился по сотовому телефону (стандарт GSM). В ХМАО-Югре использовалась электронная социальная карта (социально-платежная карта «Югра» и созданная для ее обслуживания инфраструктура). Данные эксперименты показали, что граждане активно реагируют на попытки внедрения электронных средств голосования. Но данные эксперименты не имели юридической силы.

Обобщая уже имеющийся опыт, можно выделить 3 формы голосования посредством Интернет:

1. Голосование посредством Интернет на избирательном участке: избиратели пользуются машинами, расположенными в официальных местах для голосования. Например, во Франции в 2006г. на парламентских выборах, а в 2007г. на президентских были использованы электронные машины с сенсорным экраном для голосования. В Индии на всеобщих выборах в 2004г. около 370 млн. избирателей (более половины от общего числа избирателей) проголосовали с использованием электронных машин.

2. Голосование посредством Интернет в киоске: избиратели голосуют на машинах, контролируемых организацией по электронному управлению, расположенных в публичных местах. Такая форма была введена в Великобритании в 2001г.

3. Дистанционное голосование посредством Интернет. Применялось, например, в Швейцарии, Эстонии и Великобритании.

Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему общественно-политических отношений позволяет существенно расширить возможности российских граждан в плане их общественно-политического участия, сформировать качественно новый уровень их активности.

При помощи голосовании через Интернет граждане могут выражать свое волеизъявление вне места жительства, особенно это важно для граждан, проживающих за пределами РФ. Но это далеко не единственное преимущество. Данное голосование повысит интерес к участию в выборах у молодежи, среди людей с ограниченными способностями, которые в силу своих физических возможностей не могут проявить свое волеизъявление на выборах.

Но в каждой системе есть свои пробелы. Так, при Интернет-выборах, электронные технологии могут быть использованы в качестве средств фальсификации результатов голосования, не исключены серьезные сбои в функционировании автоматизированных комплексов обеспечивающих электронное голосование. Важной проблемой продолжает оставаться проблема цифровой идентификации граждан, являющихся пользователями систем электронной демократии. При данных выборах могут быть нарушены демократические принципы, такие как: свободы, тайны, честности голосования, права человека на неприкосновенность частной жизни, свободу выражения мнения и права на свободные выборы. Также можно выделить такой минус, который в свою очередь может являться и плюсом, – это формирование новой, электронной системы предвыборной агитации избирателей.

Поэтому крайне важно в рамках внедрения электронного голосования разрабатывать не только процедуры голосования, подсчета голосов, но и процедуры контроля данных процессов, а также процедуры верификации результатов голосования. Также в этой связи нужно дополнить существующее законодательство, создать  полную и мобильную версию единой электронной демократии, которая была бы доступна и для лиц с ограниченными возможностями. Должны быть созданы программные средства, которые обеспечивали бы защиту результатов голосования от «накрутки» голосов. Только в этом случае граждане будут доверять электронным системам и результатам, полученных с их помощью.


Примечания

  1. Концепция развития в РФ механизмов электронной демократии до 2020г. [Электронный ресурс] – URL: http://rario.ru/projects/Congress_conception.php (дата обращения 21.04.2016).
  2. Федеральный закон РФ от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СПС «КонсультантПлюс» – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 21.04.2016).
0
Ваша оценка: Пусто