Болотова Маргарита Сергеевна,
Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов
Наружная реклама является эффективным средством воздействия на широкую аудиторию. Предприниматель или организация c целью заинтересовать потенциальных покупателей размещает различные рекламные конструкции на фасадах или крышах многоквартирных домов. Возникает вопрос, обязан ли предприниматель согласовывать с собственниками жилья многоквартирных домов такое размещение?
Гражданским кодексом установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных жилищным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Из этого следует, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. [1, с. 79].
Согласно п. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником здания (иного недвижимого имущества), к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. [3, с.5].
Законодатель обязывает доводить до сведения потребителей информацию о фирменном наименовании своей организации, месте ее нахождения (адресе), режиме работы путем размещения ее на вывеске. Стоит отметить что, такая вывеска устанавливается без согласия собственников помещений в многоквартирном доме. [4, с.3].
На практике возникает проблема при квалификации тех или иных конструкций, размещенных на стенах многоквартирного дома. Разграничение понятий вывески и рекламной конструкции имеет значении при разрешении спора с собственниками многоквартирных домов (в лице ТСЖ и управляющих компаний). Так если, информация содержит в себе признаки рекламы, собственники могут потребовать плату за размещение рекламных конструкций. Доходы от рекламы распределяются на общедомовые нужды. Собственники могут провести ремонт своего дома, установить забор, благоустроить территорию и так далее.
В случае если предприниматель или организация отказываются предоставлять денежные средства за размещение рекламных конструкций, собственники многоквартирных домов в праве обратится в суд. Так, товарищество собственников жилья "Куйбышева, 157" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к ООО "Бета Пермь" о взыскании суммы неосновательного обогащения в виде невыплаченной ответчиком суммы арендной платы за использование общего имущества многоквартирного дома для размещения фасадной (рекламной) вывески магазина "Красное и Белое". Исковые требование судом были удовлетворены. Суд установил, что конструкция с наименованием "Красное и Белое" относится к рекламной, так как указанное на конструкции слово не является фирменным наименованием ООО "Бета Пермь", не содержит информацию об этом обществе, а направлено на формирование и поддержание интереса к деятельности сети магазинов "Красное и Белое", поскольку наименование магазина "Красное и Белое" создает у потребителей четкую ассоциацию с товаром, продаваемым под маркой данного магазина, а именно алкогольная продукция. При этом непосредственно на входной двери в помещение магазина, в которой осуществляет торговую деятельность ООО "Бета Пермь", использующая торговую марку "Красное и Белое", имеется вывеска, содержащая наименование юридического лица, адрес и режим его работы. В этой связи доводы ответчика о том, что вывеска на фасаде дома не относится к рекламной конструкции, ее размещение является обязательным в соответствии с Законом "О защите прав потребителей", отклоняется как основанные на неверном толковании норм материального права. Ни наименование организации, ни место нахождения, ни режим работы, как того требует пункт 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", такая конструкция в себе не содержит. В пользу истца суд определил сумму взыскания за неосновательное обогащение. [5].
В другом деле, Арбитражный суд Хабаровского края исковые требования о взыскании суммы за неосновательное обогащения и проценты за пользование чужими денежными средствами удовлетворил частично. Суд кассационной инстанции согласился с решением суда первой инстанции. Судами апелляционной инстанции установлено, что на фасаде многоквартирного дома была расположена конструкция (баннер) общая площадь 2,66 кв.м, установленная в окне магазина, с постоянно меняющейся информацией. Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания неосновательного обогащения за баннер, который расположен в окне дома, суды правомерно руководствовались тем, что окно, в котором расположена конструкция, предназначено для обслуживания только арендуемого помещения, не предназначено для обслуживания принадлежащих собственникам квартир в жилом доме, поэтому не является общим имуществом. [6]
Таким образом, суды при разрешении вопроса о спорных конструкций обращают внимание на содержание сведений такой конструкции, на ее размер, место размещения и прочее. Думается, выработка определенного перечня критериев разграничения понятий рекламной конструкции и вывески облегчит разрешение споров по данной категории дел.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 8 дек. 2006 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 18 дек. 2006 г. № 231-ФЗ // Парламент, газ. - 2006. - 21 дек.; Рос. газ. - 2006. - 22 дек.; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 52 .
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 1 (Ч. 1).
3. О рекламе : федеральный закон РФ от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2006.
4. О защите прав потребителей Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. От 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации.
5. Постановление Арбитражного суда Уральского округа ОТ 08.05.2015 N Ф09-2157/15 ПО ДЕЛУ N А50-2227/2014 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – М., 2013. – Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения 10.03.2017)
6. Постановление федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 августа 2014 г. по делу № А73-13525/2013 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – М., 2013. – Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения 10.03.2017)