Правовое регулирование установки рекламных конструкций на фасадах или крышах жилых домов

Болотова Маргарита Сергеевна,
Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов

 

Наружная реклама является эффективным средством воздействия на широкую аудиторию.   Предприниматель или организация c целью заинтересовать потенциальных покупателей размещает различные рекламные конструкции на фасадах или крышах многоквартирных домов. Возникает вопрос, обязан ли  предприниматель согласовывать с собственниками жилья многоквартирных домов такое размещение?

Гражданским кодексом установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных жилищным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Из этого следует, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. [1, с. 79].

Согласно п. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником здания (иного недвижимого имущества), к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме.  По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. [3, с.5].

Законодатель обязывает доводить до сведения потребителей информацию о фирменном наименовании своей организации, месте ее нахождения (адресе), режиме работы путем размещения ее на вывеске. Стоит отметить что, такая вывеска устанавливается без согласия собственников  помещений в многоквартирном доме. [4, с.3].

На практике возникает проблема при квалификации тех или иных конструкций, размещенных на стенах многоквартирного дома. Разграничение понятий вывески и рекламной конструкции имеет значении при разрешении спора  с собственниками   многоквартирных домов (в лице ТСЖ и управляющих компаний). Так если, информация содержит в себе признаки рекламы, собственники могут потребовать плату за размещение рекламных конструкций. Доходы от рекламы распределяются на общедомовые нужды. Собственники могут провести ремонт своего дома, установить забор, благоустроить территорию и так далее.

В случае если предприниматель или организация отказываются предоставлять денежные средства за размещение рекламных конструкций, собственники многоквартирных домов в праве обратится в суд. Так, товарищество собственников жилья "Куйбышева, 157"  обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к ООО "Бета Пермь" о взыскании суммы неосновательного обогащения в виде невыплаченной ответчиком суммы арендной платы за использование общего имущества многоквартирного дома для размещения фасадной (рекламной) вывески магазина "Красное и Белое". Исковые требование судом были удовлетворены. Суд установил, что конструкция с наименованием "Красное и Белое" относится к рекламной, так как указанное на конструкции слово не является фирменным наименованием ООО "Бета Пермь", не содержит информацию об этом обществе, а направлено на формирование и поддержание интереса к деятельности сети магазинов "Красное и Белое", поскольку наименование магазина "Красное и Белое" создает у потребителей четкую ассоциацию с товаром, продаваемым под маркой данного магазина, а именно алкогольная продукция. При этом непосредственно на входной двери в помещение магазина, в которой осуществляет торговую деятельность ООО "Бета Пермь", использующая торговую марку "Красное и Белое", имеется вывеска, содержащая наименование юридического лица, адрес и режим его работы. В этой связи доводы ответчика о том, что вывеска на фасаде дома не относится к рекламной конструкции, ее размещение является обязательным в соответствии с Законом "О защите прав потребителей", отклоняется как основанные на неверном толковании норм материального права. Ни наименование организации, ни место нахождения, ни режим работы, как того требует пункт 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", такая конструкция в себе не содержит.  В пользу истца суд определил сумму взыскания  за  неосновательное обогащение. [5].

В другом деле, Арбитражный суд Хабаровского края исковые требования о взыскании суммы за неосновательное обогащения  и проценты за пользование чужими денежными средствами   удовлетворил частично. Суд кассационной инстанции согласился с решением суда первой  инстанции. Судами апелляционной инстанции установлено, что на фасаде многоквартирного дома была расположена конструкция (баннер) общая площадь 2,66 кв.м, установленная в окне магазина, с постоянно меняющейся информацией. Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания неосновательного обогащения за баннер, который расположен в окне дома, суды правомерно руководствовались тем, что окно, в котором расположена конструкция, предназначено для обслуживания только арендуемого помещения, не предназначено для обслуживания принадлежащих собственникам квартир в жилом доме, поэтому не является общим имуществом. [6]

Таким образом, суды при разрешении вопроса о спорных конструкций обращают внимание  на содержание сведений такой конструкции,  на ее размер, место размещения и прочее.  Думается, выработка  определенного перечня критериев разграничения понятий рекламной конструкции и вывески облегчит разрешение споров по данной категории дел.

 


Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 8 дек. 2006 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 18 дек. 2006 г. № 231-ФЗ // Парламент, газ. - 2006. - 21 дек.; Рос. газ. - 2006. - 22 дек.; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 52 .

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 1 (Ч. 1).

3.  О рекламе : федеральный закон РФ от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2006.

4. О защите прав потребителей Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. От 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации.

5. Постановление Арбитражного суда Уральского округа ОТ 08.05.2015 N Ф09-2157/15 ПО ДЕЛУ N А50-2227/2014 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – М., 2013. – Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения 10.03.2017)

6. Постановление федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 августа 2014 г. по делу № А73-13525/2013 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – М., 2013. – Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения 10.03.2017)

0
Ваша оценка: Пусто