Правовое регулирование деятельности онлайн-казино на территории Российской Федерации

Борисова К. О.,
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

 

Правовое регулирование деятельности онлайн-казино на территории России − проблема, актуальная со времен появления Рунета, поскольку законодательство в этой сфере едва ли соотносится с практикой его применения.

Как известно, запрет деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети интернет и иных средств связи содержится в ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Аналогичная норма содержится в п. 3 ст. 5 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Нарушение данных правовых норм влечет применение мер уголовной и административной ответственности. Так, в 2011 г. Уголовный кодекс РФ был дополнен ст. 171.2. Меры административной ответственности установлены в ст.14.1.1 КоАП РФ.

Согласно поправкам, вступившим в силу с января 2015 г., лицо несёт уголовную или административную ответственность за факт организации азартной игры в Интернете, вне зависимости от размера полученного дохода. Кроме того, привлечению к ответственности подлежит и владелец интернет-сайта, распространяющего рекламу онлайн-казино, положения, о чем предусмотрены вышеупомянутой ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации»». Соответствующая норма также содержится в ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О рекламе», вводящей запрет на публикацию рекламы основанных на риске игр и пари в сети Интернет.

Характеристики незаконного игрового контента были приведены в Приказе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 сентября 2013 г. N 1022/368/666: «К информации по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи, нарушающей требования № 244-ФЗ, относится размещенная в сети «Интернет» информация, отвечающая одному или нескольким из следующих критериев: наличие фото-, видео-, аудио- и (или) текстовой, графической информации о предложении принять участие в азартной игре, в лотерее, способствующей привлечению внимания потенциального участника на рассматриваемой странице сайта в сети «Интернет», где имеется возможность принять участие в азартной игре, в лотерее, сделать ставку, получить выигрыш».

Более того, приказ определяет в качестве соответствующих критериев наличие материалов, дающих представление об азартных играх, наличие демонстрации участия в азартной игре, описывающей процесс и последовательность выполнения действий в азартной игре, а также наличие возможности на Интернет-странице перевода денежных средств. Следует обратить внимание на то, что законодательство не запрещает участие в азартных играх пользователей Интернета, равно как и не обеспечивает их возможностью возврата средств, утраченных вследствие блокировки незаконного игрового сайта.

На данный момент существуют два основания блокировки сайта: решение суда, вступившее в законную силу и решение компетентного государственного органа, имеющего соответствующие полномочия.

Судебный процесс в отношении дел о блокировке игровых сайтов имеет свою специфику. Так, инициаторами иска выступают органы прокуратуры, причем иск рассматривается на судебном заседании зачастую в отсутствие обвиняемого, не уведомлённого о рассмотрении дела. В заявлении орган прокуратуры определяет ответчиком Роскомнадзор, который, в случае удовлетворения иска, обязан провести процедуру блокировки сайта. В среднем данная процедура занимает от двух до трех месяцев, причем в этот период сайт продолжает работать. Таким образом, нередко возникает ситуация, когда владелец игрового сайта узнает о вступившем в законную силу судебном решении лишь в связи с фактической блокировкой ресурса.

Более распространенной стала практика вынесения обвинительных приговоров по ст. 171.2 УК РФ. Так, с начала 2014 г. в общей сложности было заблокировано более 200 Интернет-сайтов с азартными играми. Даже такие крупные серверы, как Pokerstars, стали объектами блокировки. Вместе с тем, многие онлайн-казино, особенно ориентированные на российский рынок, в целях продолжения своего функционирования открывают так называемые зеркала своих сайтов, что затрудняет противодействие указанной деятельности.

Помимо этого, сложности при судебной блокировке игровых сайтов возникают в связи с их размещением за рубежом, так как она действует только в отношении тех провайдеров и в тех регионах, где были вынесены соответствующие решения. В их числе Ruscasinos, Wm-Bingo, Diamond777, а также иностранные казино: Redkings, Eurocasion, Eurogrand, Europacasion, Titancasino и Casinoeuro.

C 2015 г. ряд государственных органов России – такие, как ФНС, Роскомнадзор и Генеральная прокуратура РФ, были уполномочены принимать решения о блокировании игорного сайта без судебного решения. С ноября 2015 года в Единый реестр запрещенных сайтов по линии азартных игр внесено более 22,2 тыс. сайтов или указателей страниц, из них к 16,9 тыс. доступ на территории России ограничен, с остальных противоправная информация удалена либо доступ ограничен.

Помимо этого, был разработан законопроект Президента РФ от 12 августа 2015 года, связанный с запретом переводить деньги россиян в адрес иностранных компаний и людей, замеченных организации азартных игр, запрещенной российским законодательством. Данный проект был внесен в правительство в конце 2015 г., но уже спустя полгода был возвращен на доработку и повторно согласовывался с Центробанком, ФНС, Минэкономразвития и МВД. Соответствующий законопроект Минфина правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила 6 февраля 2017 года. Обсуждение законопроекта намечено на 16 февраля. На сегодняшний момент информация о результатах обсуждения данного законопроекта отсутствует.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что развитие законотворческой и правоприменительной практики в отношении игровых сайтов идет по пути ужесточения методов «борьбы» с ними и расширения сферы запретов. Следует отметить, что изначально блокировка игровых Интернет-площадок имела целью пресечение оборота на территории России азартных услуг в рамках крупномасштабного проекта по регулированию игрового бизнеса, чреватого незаконными обогащениями и коррупцией. Однако, тотально запрещая деятельность всех сетевых ресурсов, предоставляющих доступ к азартным играм, и даже информацию о них, законодатель вводит презумпцию противозаконности целой отрасли бизнеса, а не отдельных ее нежелательных элементов, тем самым создавая ограничение свободе предпринимательства в России. Будучи запрещённым, игорный бизнес продолжает существовать в подполье (каковым для игровых сайтов являются «зеркала» и иные способы обхода блокировки), где его регулирование правоохранительными органами становится в принципе невозможным. Более того, виртуальные блага, приобретаемые в онлайн-играх за реальные денежные средства, в случае закрытия сайта аннулируются и не возмещаются, в связи с чем серьёзные убытки несут законопослушные пользователи Интернета.

0
Ваша оценка: Пусто