Правовое положение Федеральной налоговой службы и ее место в системе валютного регулирования и валютного контроля

Федько Екатерина Владимировна
Челябинский государственный университет, Институт права

 

Актуальность: На сегодняшний день имеется немало пробелов законодательной базы, касающихся правового регулирования отдельных полномочий ФНС пока, поэтому необходимо провести анализа соответствующих нормативно-правовых актов и найти пути решения выявленных проблем. Важным направлением деятельности Федеральной налоговой службы является валютный контроль. Согласно данным ФНС России в 2017 году было выявлено 5,6 тыс. нарушений, из них уплачено более 67 миллионов, однако согласно аналитических данных ЦБ РФ отток капитала составляет примерно 5, 4 млрд. долларов, т.е. ФНС России не обеспечивает в достаточной мере выявления нарушений.

Ключевые слова: ФНС РФ, правовое положение, полномочия, валютный контроль, валютное регулирование.

Проблема правового положения Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее по тексту – ФНС РФ) и пути их решения не распространены в доктрине.

Правовое положение ФНС РФ определено Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.08.2019)[1].

Проводя аналогию с Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»[2], можно сказать, что в отличии от вышеуказанного Положения, которое наделяет ФНС РФ совокупность надзорных и контрольных  функций, данный закон не содержит указания или части надзорных функций. В доктрине отмечается, что данный факт, безусловно, является пробелом законодательной базы и требует внесения соответствующих поправок, в частности в закон «О налоговых органах РФ».

Также стоит сказать, что ФНС России находится в ведении Минфина России.

Одним из направлений деятельности Федеральной налоговой службы, хоть и не являющийся первостепенным, является валютный контроль. В соответствии с законодательством РФ налоговые органы в лице должностных лиц в пределах своих полномочий имеют право[3]:

1. Проводить проверки учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов, касаемо полноты и достоверности;

2. Проводить проверки соблюдения законодательства РФ резидентами и нерезидентами в области валютного регулирования;

3. Выдавать предписания об устранении нарушений законодательства РФ, выявленных в ходе проведения проверки и, соответственно, применять меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области валютного регулирования;

4. Иметь доступ к необходимой информации, необходимой для проведения проверки и связанные с открытием и ведением счетов, проведением валютных операций. Следует отметить, что сроком предоставления данной информации по запросам соответствующих органов валютного контроля составляет более семи дней со дня подачи запроса.

Первая проблема – недостаточное регулирование государственными органами в области валютного контроля.

В настоящее время, проблема сокращения масштабов утечки капитала из страны носит комплексный характер и по-прежнему остается актуальной.

Обратимся к аналитическим данным ЦБ РФ. Чистый отток капитала в прошлом году ЦБ РФ оценил в 38,3 млрд. долл. Большой отток за 16 лет был только в кризисные 2008 и 2009 годы – 133,9 млрд. долл. и 56,9 млрд. долл. соответственно. Серый отток регулятор предварительно оценил в 5,4 млрд. долл. Оценка за год существенно превышает все последние прогнозы ЦБ[4].

Согласно данным ФНС России, налоговая служба в 2017 году обеспечила рекордные за последние 5 лет темпы роста выявления нарушений валютного законодательства РФ в ходе контрольных мероприятий.
За 2017 год выявлено 5,6 тыс. нарушений, вынесены постановления о назначении административного наказания на общую сумму более 85 млн.[5] рублей, из них уплачено более 67 миллионов.

Можно заметить, что не такие темпы и рекордные по сравнению с оттоком капитала.

 важной проблемой регулирования валютных является недостаточное регулирование компетенции , осуществляющих валютный и валютное регулирование в .

Во-первых, в настоящее время существует огромное количество Инструкций.

Во-вторых, основными органами валютного контроля в Российской Федерации являются Правительство Российской Федерации, ЦБ РФ, ФТС РФ ФНС РФ, которые в соответствии с действующим законодательством являются одновременно и органами валютного регулирования. Таким образом, не существует и практической необходимости трижды наделять одни и те же органы идентичным полномочием как составляющей различных правовых статусов указанных органов.

Во-третьих, требуется единый нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность полномочных органов в сфере валютных отношений РФ.

Таким образом, в связи с вышесказанным необходимо выделить пути решения вышеуказанных проблем[6]:

во-первых, необходимо определить в новой редакции закон о валютном регулировании и валютном контроле, закрытый перечень органов валютного регулирования с наделением их исключительной нормотворческой компетенцией в сфере валютного законодательства;

во-вторых, для противодействия утечке капитала требуется усилить государственный контроль над валютными и операциями и принять меры (в том законодательные в области контроля) по с правонарушениями и коррупцией в области. Возможно, ужесточить наказание утечку капитала, с внешнеторговой деятельностью, ее к доходам, преступным путем;

в-третьих, необходимо увеличить проверочных мероприятий  валютного контроля, на сегодняшний эти показатели;

в-четвертых, упрощения базы в области контроля, так его громоздкость огромное количество (в частности упростить базовых документов контроля экспортерами и импортерами);

в-пятых, детальное и четкое заполнение внешнеторгового контракта участников внешнеторговой деятельности (предконтрактная подготовка, а именно четко оговоренная дата поступления валютной выручки,  избрание наиболее выгодной для той или иной внешнеторговой сделки формы расчетов).


Список источников:

Нормативно-правовые акты

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»
  2. Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органов Российской Федерации»
  3. https://cbr.ru/
  4. https://www.nalog.ru/rn50/news/activities_fts/7231502/

Учебная литература

  1. Валютное право: учебник / коллектив авторов ; под ред. П.Н. Бирюкова, В.Е. Понаморенко. — Москва: ЮСТИЦИЯ, 2016. — 286 с.
  2. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. - Москва: Норма, 2014. – 688 с.

Научная литература

  1. Евдокимов Д.Н. Будущее ФНС [Текст] / Д.Н. Евдокимов // Налоги. — 2016. — № 33. — С. 1—7.
  2. Емелин, А. В. Основы организации и функционирования системы валютного контроля в Российской Федерации [Текст] / А.В. Емелин  // Деньги и кредит. –  2015. – № 3. – С. 33.
  3. Леонова, О.В. Актуальные проблемы валютного контроля сегодня [Текст] / О.В. Леонова  // Финансовые проблемы. – 2016. – № 1. С. 19-21.

[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»

[2] Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органов Российской Федерации»

[3] Евдокимов Д.Н. Будущее ФНС [Текст] / Д.Н. Евдокимов // Налоги. — 2011. — № 33. — С. 1—7.

[4] https://cbr.ru/

[5] https://www.nalog.ru/rn50/news/activities_fts/7231502/

[6]Леонова, О.В. Актуальные проблемы валютного контроля сегодня [Текст] / О.В. Леонова  // Финансовые проблемы. – 2016. – № 1. С. 19-21.

 

0
Ваша оценка: Пусто