Федько Екатерина Владимировна
Челябинский государственный университет, Институт права
Актуальность: На сегодняшний день имеется немало пробелов законодательной базы, касающихся правового регулирования отдельных полномочий ФНС пока, поэтому необходимо провести анализа соответствующих нормативно-правовых актов и найти пути решения выявленных проблем. Важным направлением деятельности Федеральной налоговой службы является валютный контроль. Согласно данным ФНС России в 2017 году было выявлено 5,6 тыс. нарушений, из них уплачено более 67 миллионов, однако согласно аналитических данных ЦБ РФ отток капитала составляет примерно 5, 4 млрд. долларов, т.е. ФНС России не обеспечивает в достаточной мере выявления нарушений.
Ключевые слова: ФНС РФ, правовое положение, полномочия, валютный контроль, валютное регулирование.
Проблема правового положения Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее по тексту – ФНС РФ) и пути их решения не распространены в доктрине.
Правовое положение ФНС РФ определено Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.08.2019)[1].
Проводя аналогию с Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»[2], можно сказать, что в отличии от вышеуказанного Положения, которое наделяет ФНС РФ совокупность надзорных и контрольных функций, данный закон не содержит указания или части надзорных функций. В доктрине отмечается, что данный факт, безусловно, является пробелом законодательной базы и требует внесения соответствующих поправок, в частности в закон «О налоговых органах РФ».
Также стоит сказать, что ФНС России находится в ведении Минфина России.
Одним из направлений деятельности Федеральной налоговой службы, хоть и не являющийся первостепенным, является валютный контроль. В соответствии с законодательством РФ налоговые органы в лице должностных лиц в пределах своих полномочий имеют право[3]:
1. Проводить проверки учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов, касаемо полноты и достоверности;
2. Проводить проверки соблюдения законодательства РФ резидентами и нерезидентами в области валютного регулирования;
3. Выдавать предписания об устранении нарушений законодательства РФ, выявленных в ходе проведения проверки и, соответственно, применять меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области валютного регулирования;
4. Иметь доступ к необходимой информации, необходимой для проведения проверки и связанные с открытием и ведением счетов, проведением валютных операций. Следует отметить, что сроком предоставления данной информации по запросам соответствующих органов валютного контроля составляет более семи дней со дня подачи запроса.
Первая проблема – недостаточное регулирование государственными органами в области валютного контроля.
В настоящее время, проблема сокращения масштабов утечки капитала из страны носит комплексный характер и по-прежнему остается актуальной.
Обратимся к аналитическим данным ЦБ РФ. Чистый отток капитала в прошлом году ЦБ РФ оценил в 38,3 млрд. долл. Большой отток за 16 лет был только в кризисные 2008 и 2009 годы – 133,9 млрд. долл. и 56,9 млрд. долл. соответственно. Серый отток регулятор предварительно оценил в 5,4 млрд. долл. Оценка за год существенно превышает все последние прогнозы ЦБ[4].
Согласно данным ФНС России, налоговая служба в 2017 году обеспечила рекордные за последние 5 лет темпы роста выявления нарушений валютного законодательства РФ в ходе контрольных мероприятий.
За 2017 год выявлено 5,6 тыс. нарушений, вынесены постановления о назначении административного наказания на общую сумму более 85 млн.[5] рублей, из них уплачено более 67 миллионов.
Можно заметить, что не такие темпы и рекордные по сравнению с оттоком капитала.
важной проблемой регулирования валютных является недостаточное регулирование компетенции , осуществляющих валютный и валютное регулирование в .
Во-первых, в настоящее время существует огромное количество Инструкций.
Во-вторых, основными органами валютного контроля в Российской Федерации являются Правительство Российской Федерации, ЦБ РФ, ФТС РФ ФНС РФ, которые в соответствии с действующим законодательством являются одновременно и органами валютного регулирования. Таким образом, не существует и практической необходимости трижды наделять одни и те же органы идентичным полномочием как составляющей различных правовых статусов указанных органов.
Во-третьих, требуется единый нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность полномочных органов в сфере валютных отношений РФ.
Таким образом, в связи с вышесказанным необходимо выделить пути решения вышеуказанных проблем[6]:
во-первых, необходимо определить в новой редакции закон о валютном регулировании и валютном контроле, закрытый перечень органов валютного регулирования с наделением их исключительной нормотворческой компетенцией в сфере валютного законодательства;
во-вторых, для противодействия утечке капитала требуется усилить государственный контроль над валютными и операциями и принять меры (в том законодательные в области контроля) по с правонарушениями и коррупцией в области. Возможно, ужесточить наказание утечку капитала, с внешнеторговой деятельностью, ее к доходам, преступным путем;
в-третьих, необходимо увеличить проверочных мероприятий валютного контроля, на сегодняшний эти показатели;
в-четвертых, упрощения базы в области контроля, так его громоздкость огромное количество (в частности упростить базовых документов контроля экспортерами и импортерами);
в-пятых, детальное и четкое заполнение внешнеторгового контракта участников внешнеторговой деятельности (предконтрактная подготовка, а именно четко оговоренная дата поступления валютной выручки, избрание наиболее выгодной для той или иной внешнеторговой сделки формы расчетов).
Список источников:
Нормативно-правовые акты
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»
- Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органов Российской Федерации»
- https://cbr.ru/
- https://www.nalog.ru/rn50/news/activities_fts/7231502/
Учебная литература
- Валютное право: учебник / коллектив авторов ; под ред. П.Н. Бирюкова, В.Е. Понаморенко. — Москва: ЮСТИЦИЯ, 2016. — 286 с.
- Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. - Москва: Норма, 2014. – 688 с.
Научная литература
- Евдокимов Д.Н. Будущее ФНС [Текст] / Д.Н. Евдокимов // Налоги. — 2016. — № 33. — С. 1—7.
- Емелин, А. В. Основы организации и функционирования системы валютного контроля в Российской Федерации [Текст] / А.В. Емелин // Деньги и кредит. – 2015. – № 3. – С. 33.
- Леонова, О.В. Актуальные проблемы валютного контроля сегодня [Текст] / О.В. Леонова // Финансовые проблемы. – 2016. – № 1. С. 19-21.
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»
[2] Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органов Российской Федерации»
[3] Евдокимов Д.Н. Будущее ФНС [Текст] / Д.Н. Евдокимов // Налоги. — 2011. — № 33. — С. 1—7.
[4] https://cbr.ru/
[5] https://www.nalog.ru/rn50/news/activities_fts/7231502/
[6]Леонова, О.В. Актуальные проблемы валютного контроля сегодня [Текст] / О.В. Леонова // Финансовые проблемы. – 2016. – № 1. С. 19-21.