Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

К.Г. Бибикова,
Сибирский институт бизнеса и информационных технологий

 

Праву потребителей на безопасность товара, работы, услуги посвящена статья 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» [2, С. 12].

Согласно ч. 1 ст. 7 названного закона потребитель имеет право на то, чтобы товар, работа, услуга при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара, работы, услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В данном случае под обычными условиями подразумеваются такие условия, при которых потребитель, используя товар (результаты работ, услуг) по назначению, должен быть уверен, что безопасность ему обеспечена производителем.

Когда для товара (работы, услуги) установлены специальные правила использования, хранения, транспортировки и утилизации, то в таком случае изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или другим образом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя. Данная норма имеет императивный характер, то есть она обязательна к исполнению и не имеет никакой альтернативы.

Изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы) (ч. 2 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Когда изготовитель не установил на товар (работу) срок службы, он должен обеспечивать безопасность товара (работы) в течение 10 лет со дня передачи товара (работы) потребителю. Вред, который причинен жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В случаях, когда для безопасности использования товара, работы или услуги, а равно его хранения, транспортировки и утилизации нужно соблюдать какие-либо специальные правила, изготовители должны в обязательном порядке указывать такие правила в сопроводительной документации на товар, работу или услугу, на этикетке, маркировкой или другими способами, а продавец должен доводить такие правила до сведения потребителя.

В рамках регулирования прав потребителей на безопасность товара, работы, услуги предусмотрена необходимость обязательного подтверждения соответствия товара, работы, услуги, на которые установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность [4, С. 9]. Порядок обязательного подтверждения регламентирован ФЗ «О техническом регулировании» [1, С. 1].

Основными правилами обязательного подтверждения соответствия являются следующие:

  • обязательное подтверждение соответствия производится лишь в случаях, предусмотренных техническими регламентами и только на соответствие требованиям технического регламента;
  • форма и схемы обязательного подтверждения соответствия установлены лишь техническим регламентом при учете уровня риска не достижения цели технического регламента;
  • объектом подтверждения является лишь продукция, выпускаемая в обращение на территории России;
  • цена работы по обязательному подтверждению соответствия оплачиваются заявителем в соответствии с методикой определения стоимости работ, утверждаемой Правительством РФ [6, С. 32].

Законом предусмотрено что в случае, когда было установлено, что в условиях соблюдения потребителями установленных правил пользования, хранения или транспортировки товара, работы он причиняет либо может причинить вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде, изготовитель, исполнитель, продавец обязаны незамедлительно приостановить его производство и реализацию до того времени, когда будут устранены причины вреда, а в нужных случаях принимать меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителей.

Когда причину вреда нет возможности устранить, изготовитель обязан снять такой товар, работу, услугу с производства [3, С. 15]. В случае пренебрежения изготовителем этой обязанностью уполномоченный федеральный орган исполнительной власти может принять меры по отзыву такого товара, работы, услуги с внутреннего рынка и от потребителей в порядке, установленном российским законодательством.

К примеру, компании Samsung в начале сентября 2016 года пришлось  отозвать  два с половиной миллиона Galaxy Note.  

Интересен в этом смысле опыт Германии. Там, если продукт производится в соответствии с технологическим уровнем и знаниями своего времени, но в последующем появляется информация о потенциальном вреде, который он может причинить [5, с. 29].

Некоторые ученые считают, что возложение на производителя ответственности за подобные риски не рационально и может стать препятствием в научном прогрессе. Ведь фактически производитель товара лишен возможности предвидеть все риски и избежать их. Ответственность за вред, причиненный в таких случаях, не применяется в ФРГ к производителям товаров, за исключением фармацевтических компаний. При этом производители не освобождены от обязанности предупреждать потребителей об обнаруженных рисках или от обязанности отозвать уже выпущенный в продажу товар.

В России убытки, которые были причинены потребителям в связи с отзывом товара, подлежат возмещению изготовителем в полном объеме. Отметим, что повышение гарантий и эффективности средств защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов потребителей при соблюдении требований закона является задачей современного законодательства.

 


Библиографический список

  1. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 52 (ч. 1), ст. 5140.
  2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» // Российская газета. – 1996. – № 8.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета. – 2012. – № 156.
  4. Письмо Госстандарта РФ от 22.09.2000 № ИК-110-19/3022 «О предоставлении информации об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности» [Электронный ресурс] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  5. Крылов В.Г. Возмещение вреда, причиненного недостатками товаров, по праву ФРГ // Юрист. – 2015. – № 16. – С. 25 - 29.
  6. Пономарева Н. Г. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей». – М.: КноРус, 2015. – 216 с.
0
Ваша оценка: Пусто