Сейфуллаева Гюлана Вазех кызы,
Студент 2 курса направления «Юриспруденция» БУ ВО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», г. Сургут, 628403.
Право на предвыборную агитацию следует отнести к одному из важнейших избирательных прав граждан как разновидности политических прав и свобод. Данное право позволяет гражданам реализовать через выборы возможность влиять на формирование органов государственной и муниципальной власти, на определение направлений их последующей деятельности и, в конечном счете, на политическую линию развития общества и государства.
Право на предвыборную агитацию вытекает из фундаментальных конституционных ценностей, предопределяющих сами основы демократической организации нашего государства: из провозглашенного Конституцией Российской Федерации принципа свободных выборов (статья 3); из принципа политического и идеологического плюрализма (части 1-3 статьи 13); из права на свободу мысли, слова, мнений и убеждений (части 1, 3 статьи 29); из права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (часть 4 статьи 29); из свободы массовой информации (часть 5 статьи 29) и некоторых других. Данные конституционные ценности служат основой для законодательного закрепления и последующей реализации права на предвыборную агитацию. В этом плане сама природа права на предвыборную агитацию, его нормативное содержание нуждается в глубоком конституционном обосновании.[1]
К указанным выше конфликтным вопросам примыкает вопрос о субъектах предвыборной агитации. В частности, являются ли граждане субъектами предвыборной агитации? Имеют ли они проводить предвыборную агитацию, не выходя за рамки закона.
На эти и некоторые другие вопросы ,возникающие в агитационный период, дают ответы Постановления Конституционного Суда. Они являются нормативными интерпретационными актами, служащими руководящими началами в правоприменительной практике и неким толкованием проблемных вопросов соответствующих законодательных актов.
Обратимся, к фундаментальному законодательному акту, регулирующему вопросы избирательного права в РФ, а также поставленный нами вопрос о предвыборной агитации и её субъектах.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Далее-ФЗ№67) в статье 48 (п.1) таким образом, говорит о субъектах предвыборной агитации:
«Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума».
Так, ФЗ№67 определяет право граждан на предвыборную агитацию.
Но агитация будет правомерной, только при соблюдении закреплённых законом форм предвыборной агитации и законных мер её проведения.[2]
Граждане Российской Федерации, будучи носителями активного и пассивного избирательного права и одновременно выступая субъектами права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, не могут рассматриваться лишь как объект информационного воздействия. Исключение для граждан возможности проводить предвыборную агитацию или отсутствие надлежащих законодательных гарантий ее реализации означали бы, по существу, отказ в праве реально повлиять на ход избирательного процесса, который в этом случае сводился бы лишь к факту голосования .Если в ходе выборов не обеспечена свобода политической дискуссии, не созданы надлежащие условия для свободного обмена мнениями, в котором участвуют не только кандидаты, их представители или представители избирательных объединений, но и граждане, такие выборы нельзя признать свободными, а образованные в результате их проведения органы законными.
В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" информация в избирательном процессе распространяется как посредством информирования избирателей, так и посредством предвыборной агитации. Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что установленное законом разграничение информирования избирателей и предвыборной агитации направлено на обеспечение формирования свободного волеизъявления граждан и гласности выборов и отвечает требованиям Конституции РФ, поскольку только в условиях, когда реально гарантированы право на объективную информацию и свобода выражения мнений, выборы могут считаться свободными.
Устанавливая порядок проведения предвыборной агитации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрел разные правовые режимы агитационной деятельности для ее участников - кандидатов, избирательных объединений, с одной стороны, и граждан, с другой.
Граждане, не являющиеся кандидатами и не выступающие от имени кандидатов, избирательных объединений в установленном законом порядке, вправе проводить предвыборную агитацию в таких формах и такими методами, которые не требуют финансовых затрат: они могут организовывать агитационные публичные мероприятия и участвовать в них, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами. При наличии согласия кандидата, избирательного объединения граждане имеют возможность проводить предвыборную агитацию в рамках предоставляемых кандидату, избирательному объединению эфирного времени и печатной площади, а также создавать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы, при том что соответствующие финансовые затраты производятся исключительно за счет средств избирательного фонда. Что касается участия граждан в финансировании предвыборной агитации, то оно заключается в праве вносить в избирательные фонды добровольные пожертвования, предельные размеры которых устанавливаются законом.
Различия в условиях и порядке осуществления предвыборной агитационной деятельности (включая финансирование предвыборной агитации) кандидатами, избирательными объединениями, с одной стороны, и гражданами, с другой, законодатель связывает с особенностями способов и форм реализации активного и пассивного избирательного права, с особенностями присущих специальному статусу этих субъектов избирательного процесса правомочий, а также с целями, которые преследуют проводящие предвыборную агитацию кандидаты, избирательные объединения и участвующие в ее проведении граждане. [3]
Законодательно закреплено право граждан на осуществление предвыборной агитации придаёт невообразимую силу фантазии наших граждан.
Практике известны очень курьёзные предвыборные случаи. Например, Курьезный предвыборный случай произошел в городе Талица Свердловской области во время выборов мэра города. За неделю до дня голосования штаб одного из кандидатов, Сергея Горбунова, организовал в городе «митинг снеговиков». Организаторы слепили четыре снежные фигуры со злыми лицами и вставили им в руки плакаты: «Не морозьте нас!» Конкурент Горбунова на выборах Сергей Ляшок является заместителем действующего мэра, ответственным за организацию ЖКХ. По мнению многих избирателей, карикатуры были злободневны: жители города мерзли в своих домах всю прошедшую зиму.
Ещё одним примером могут послужить игрушечные “наномитинги” в Барнауле 7 и 14 января, а также знаменитые красные майки жителей Екатеринбурга. Конечно, вышеприведённые курьёзные случаи агитации, являются лишь малой частью примеров реализации гражданами своего права на предвыборную агитацию в иных формах, которые почти не урегулированы федеральным законодательством.
Возможно, это и послужило рычагом для столь необычных интерпретаций предвыборной агитации.
Выводы:
Граждане РФ являются непосредственными субъектами предвыборной агитации. Фундаментальной правовой основой избирательного права и процесса, а в частности, вопросов, посвященных предвыборной агитации является ФЗ№67.Именно этим законом необходимо руководствоваться для соблюдения законодательно установленных форм предвыборной агитации, а также главного условия: непривлечения дополнительных финансовых затрат граждан в целях агитации, так как это будет являться грубым нарушением избирательного законодательства.
Список использованной литературы:
- "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями): Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 24 ст. 2253
- Электронный ресурс [Режим доступа]. Хачатуров Н. В.Право на предвыборную агитацию: Правовое регулирование и особенности реализации.URL: http://www.dissercat.com/content/pravo-na-predvybornuyu-agitatsiyu-pravovoe-regulirovanie-i-osobennosti-realizatsii(дата обращения:14.11.2015)
- "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова": Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 N 15-П//"Собрание законодательства РФ", 03.11.2003, N 44, ст. 4358