Кристина Борисовна Полторацкая
Частное профессиональное образовательное учреждение «Омский юридический колледж»
Данная статья посвящена исследованию практических аспектов реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, а также рассмотрению проблем, связанныхс незаконной вырубкой лесов в Омской области и методам борьбы с ними.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, а именно, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [7].
Экологические права граждан относятся к группе неотчуждаемых прав человека, возникающих с рождения и прекращающихся со смертью индивида. Несмотря на то, что природоохранительное законодательство обширное и разностороннее, на практике оно действует недостаточно эффективно. Одна из важнейших причин этого — несоответствие тяжести наказания тяжести преступления, ведь часто невозможно возместить нанесенный вред — он может достигать многих миллионов рублей или вообще не поддаваться денежному измерению [2].
Согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — ЛК РФ), лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом [2].
Соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам, например, лесной растительности, животному миру, подземным водам [3].
Леса способны возобновляться, но проблема заключается в том, что объёмы вырубки во много раз превышают объёмы воспроизводства. Это приводит к исчезновению редких пород деревьев, видов растений. Животные вынуждены покидать свои места обитания и переселяться на другие территории. Вырубка леса ведёт к перепадам температур, изменению скорости и направления ветров, изменению количества осадков, изменению состава почвы [3].
Все работы по вырубке леса строго регламентируются российским законодательством. При этом самым главным документом является «Порубочный билет». Данный билет также будет необходим и при вывозе уже заготовленной древесины. Его цена пропорциональна стоимости компенсации за пользование природными ресурсами. Спил деревьев без соответствующих документов классифицируется как незаконная рубка [4].
Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений предусмотрена в ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. В рамках данной статьи оставался незамеченным вопрос об ответственности за дальнейшие действия с древесиной, полученной в результате как законной, так и незаконной рубки леса. При более мелких нарушениях применима административная ответственность [9].
В Омской области продолжает оставаться актуальной тема незаконных вырубок леса [1].
С начала 2018 года государственными лесными инспекторами проведено более 4 тысяч рейдов и патрулирований лесных участков.
Все леса, произрастающие на территории Омской области, образуют единый государственный лесной фонд. Наибольшую долю территории Омской области занимают леса в Тарском районе – 67,0%. А в целом по северу - 58,8% . Было выявлено 348 случаев незаконной рубки лесов. На территории Тарского лесничества обнаружили 32 случая, из них возбуждено 9 уголовных дел и составлено 23 протокола об административном правонарушении. Анализ дела административного производства относительно незаконной вырубке лесов показывает, что в основном привлекают к ответственности юридических лиц, в 73 % случаев вырубка проводится в утреннее и дневное время и в 87 % случаев преступления с незаконным уничтожением насаждений раскрываются [1].
Таким образом, Омская область владеет наибольшими богатствами леса, которые составляют величайшую ценность не только для Сибири, но и для всего мира. Пространства леса стремительно исчезают или теряют свою первозданную ценность. Для того, чтобы предотвратить данные правонарушения, необходимо принять определенные меры: утвердить порядок проведения мероприятий по контролю, а также соблюдению требованийлесного законодательства в лесах на землях лесного фонда на территории Омской области; разработать методику восстановительных работ по реабилитации леса, состояние которого ухудшилось в результате незаконной рубки лесов; в ст. 191.1. Уголовного кодекса Российской Федерации (далее —УК РФ) в качестве наказания ввести обязанность нарушителя осуществлять восстановительные работы по реабилитации леса; необходимо создать определенную систему для регулирования использования лесных ресурсов, обеспечить необходимыми средствами и создать наиболееэффективные методы для решения проблем охраны лесных ресурсов.
Библиографический список:
- Актуальности проблемы с незаконными вырубками леса в районах Омской области [Электронный ресурс]: Незаконная вырубка. URL: https://onf.ru/2018/04/18/eksperty-onf-zayavili-ob-aktualnosti-problemy-s-nezakonnymi-vyrubkami-lesa-v-rayonah/ (дата обращения: 03.12.19.)
- Белоусов В.В. Административная ответственность за экологические правонарушения \ М.: Полтекс, 2001. - 22 с.
- Игнатьева И. А. Экологическое законодательство России и проблемы его развития / М.: МГУ, 2001. - 256 с.
- Качина Н.В., Мирончик А.С. Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ): ошибки применения и пути их преодоления //Адвокатская практика. - 2014. - №4. - С. 51-57.
- Судебные и нормативные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Прочие исковые дела. URL: http://sudact.ru/regular/doc/4ZLERKKHZnbK/ (дата обращения: 03.12.19.)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195–ФЗ (в ред. ФЗ от 26.07.2019 № 216-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – №1 (ч.1). – Ст. 1;
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок ФКЗ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Рос. Газета. – 1993. – 25 дек; www.pravo.gov.ru 01.08.2014.
- Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200–ФЗ (в ред. ФЗ от 27.12.2018 № 538-ФЗ) // СЗ РФ. – 2006. – № 50. – Ст. 5278;
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63–ФЗ (в ред. ФЗ от 02.08.2019 № 308-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954; www.pravo.gov.ru 02.08.2019.