Практические аспекты реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду

Кристина Борисовна Полторацкая
Частное профессиональное образовательное учреждение «Омский юридический колледж»

 

Данная статья посвящена исследованию практических аспектов реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, а также рассмотрению проблем, связанныхс незаконной вырубкой лесов в Омской области и методам борьбы с ними.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, а именно, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [7].

Экологические права граждан относятся к группе неотчуждаемых прав человека, возникающих с рождения и прекращающихся со смертью индивида. Несмотря на то, что природоохранительное законодательство обширное и разностороннее, на практике оно действует недостаточно эффективно. Одна из важнейших причин этого — несоответствие тяжести наказания тяжести преступления, ведь часто невозможно возместить нанесенный вред — он может достигать многих миллионов рублей или вообще не поддаваться денежному измерению [2].

Согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — ЛК РФ), лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом [2].

Соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам, например, лесной растительности, животному миру, подземным водам [3].

Леса способны возобновляться, но проблема заключается в том, что объёмы вырубки во много раз превышают объёмы воспроизводства. Это приводит к исчезновению редких пород деревьев, видов растений. Животные вынуждены покидать свои места обитания и переселяться на другие территории. Вырубка леса ведёт к перепадам температур, изменению скорости и направления ветров, изменению количества осадков, изменению состава почвы [3].

Все работы по вырубке леса строго регламентируются российским законодательством. При этом самым главным документом является «Порубочный билет». Данный билет также будет необходим и при вывозе уже заготовленной древесины. Его цена пропорциональна стоимости компенсации за пользование природными ресурсами. Спил деревьев без соответствующих документов классифицируется как незаконная рубка [4].

Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений предусмотрена в ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. В рамках данной статьи оставался незамеченным вопрос об ответственности за дальнейшие действия с древесиной, полученной в результате как законной, так и незаконной рубки леса. При более мелких нарушениях применима административная ответственность [9].

В Омской области продолжает оставаться актуальной тема незаконных вырубок леса [1].

С начала 2018 года государственными лесными инспекторами проведено более 4 тысяч рейдов и патрулирований лесных участков.

Все леса, произрастающие на территории Омской области, образуют единый государственный лесной фонд. Наибольшую долю территории Омской области занимают леса в Тарском районе – 67,0%. А в целом по северу - 58,8% . Было выявлено 348 случаев незаконной рубки лесов. На территории Тарского лесничества обнаружили 32 случая, из них возбуждено 9 уголовных дел и составлено 23 протокола об административном правонарушении. Анализ дела административного производства относительно незаконной вырубке лесов показывает, что в основном привлекают к ответственности юридических лиц, в 73 % случаев вырубка проводится в утреннее и дневное время и в 87 % случаев преступления с незаконным уничтожением насаждений раскрываются [1].

Таким образом, Омская область владеет наибольшими богатствами леса, которые составляют величайшую ценность не только для Сибири, но и для всего мира. Пространства леса стремительно исчезают или теряют свою первозданную ценность. Для того, чтобы предотвратить данные правонарушения, необходимо принять определенные меры: утвердить порядок проведения мероприятий по контролю, а также соблюдению требованийлесного законодательства в лесах на землях лесного фонда на территории Омской области; разработать методику восстановительных работ по реабилитации леса, состояние которого ухудшилось в результате незаконной рубки лесов; в ст. 191.1. Уголовного кодекса Российской Федерации (далее —УК РФ) в качестве наказания ввести обязанность нарушителя осуществлять восстановительные работы по реабилитации леса; необходимо создать определенную систему для регулирования использования лесных ресурсов, обеспечить необходимыми средствами и создать наиболееэффективные методы для решения проблем охраны лесных ресурсов.


Библиографический список:

  1. Актуальности проблемы с незаконными вырубками леса в районах Омской области [Электронный ресурс]: Незаконная вырубка. URL: https://onf.ru/2018/04/18/eksperty-onf-zayavili-ob-aktualnosti-problemy-s-nezakonnymi-vyrubkami-lesa-v-rayonah/ (дата обращения: 03.12.19.)
  2. Белоусов В.В. Административная ответственность за экологические правонарушения \ М.: Полтекс, 2001. - 22 с.
  3. Игнатьева И. А. Экологическое законодательство России и проблемы его развития / М.: МГУ, 2001. - 256 с.
  4. Качина Н.В., Мирончик А.С. Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ): ошибки применения и пути их преодоления //Адвокатская практика. - 2014. - №4. - С. 51-57.
  5. Судебные и нормативные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Прочие исковые дела. URL: http://sudact.ru/regular/doc/4ZLERKKHZnbK/ (дата обращения: 03.12.19.)
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195–ФЗ (в ред. ФЗ от 26.07.2019 № 216-ФЗ)  // СЗ РФ. – 2002. – №1 (ч.1). – Ст. 1;
  7. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок ФКЗ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Рос. Газета. – 1993. – 25 дек; www.pravo.gov.ru 01.08.2014.
  8. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200–ФЗ (в ред. ФЗ от 27.12.2018 № 538-ФЗ) // СЗ РФ. – 2006. – № 50. – Ст. 5278;
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63–ФЗ (в ред. ФЗ от 02.08.2019 № 308-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954; www.pravo.gov.ru 02.08.2019.
0
Ваша оценка: Пусто