Храмцова Евгения Олеговна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», г Омск
В настоящее время такими понятиями как государственные закупки, «тендеры», «электронные аукционы», «конкурсы» и т.д. никого не удивишь. Они плотно вошли в наш обиход, и все чаще и чаще встречается в прессе, телевидении и в повседневной деловой жизни.
В связи с этим актуальность данной темы обусловлена тем, что данные процессы известны многим, но отношение к ним вовсе неоднозначно. Если говорить о поставщиках, то кто-то старается не ввязываться в это дело и избегает взаимодействия с бюджетом; кто-то напротив считает госзакупки хорошим «инструментом» для увеличения объёмов продаж и расширения рынка сбыта; многие слышали об их существовании, но так и не решились принять в них участие; а есть и такие, которые пытались использовать их в собственной работе, но, к сожалению, без значимой отдачи.
Необходимо обозначить, что же понимается под государственной закупкой.
Государственные закупки — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности [2].
Согласно Федеральному закону № 44, в целях эффективности использования финансовых средств, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, в отношении закупок должна произвестись процедура планирования. Заказчик, планируя закупки, должен сформировать и утвердить такие документы:
В содержании плана закупок должны быть обязательно:
- Сведения о закупке (товаров или услуг или работ), которые необходимы для удовлетворения спроса заказчика на эти товары, работы или услуги.
- Дата начала реализации закупок, которая определяется требуемой датой поставки и учетом сроков прохождения всех закупочных процедур.
- Помесячная или поквартальная разбивка и возможность их редактуры [3].
График плана закупок формируется на основании документов заказчика, которые определяют деятельность заказчика и требованиями к форме плана закупки товаров, работ, услуг.
Совместным приказом Минэкономразвития и Федерального казначейства установлено, что планы закупок должны быть представлены в единой форме. Для удобства, все сведения о планируемых закупках размещаются в таблице. В названии документа необходимо указать год, на который составляется план-график. Затем в графе «Наименование заказчика» следует указать официальное название ведомства (учреждения, компании), которое занимается разработкой плана, и его точные учредительные данные. При формировании плана заказчику следует изучить требования к размещению данных в таблице и учитывать их при внесении сведений о закупках. Также можно представить общую схему планирования в таком виде:
- Определение цели закупок (на основе государственных и целевых программ).
- Составление плана закупок. Он формируется на весь срок действия бюджета (очередной и плановый период). План должен определить основные направления деятельности заказчика относительно программы закупок и общее описание необходимых товаров.
- Составление плана-графика. Он должен соответствовать плану закупок и содержать полный, конкретный перечень товаров, услуг и работ, необходимых в одном финансовом году. Именно план-график является основанием к осуществлению закупок. Описание товаров, услуг и работ должно быть детальным, с указанием наименования объектов закупки, их характеристики, а также обоснования для приобретения [1].
В след за планированием, вступает этап обоснованности закупки. Он предполагает, что заказчики будут обосновывать каждую отдельно взятую закупку, освещая ее соответствие законодательству РФ. Должна обосновываться цена, так же заказчик должен будет обосновать и сам объект закупки, подтвердив его целевое предназначение. Раскрывается выбор поставщика товаров или исполнителя услуг с учетом способа его определения. Иными словами, заказчик должен будет в письменном виде объяснить, зачем именно приобретаются те или иные товары, работы, услуги, и почему именно такие. Помимо этого, планируемая закупка должна соответствовать законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
Также необходимо отметить, что в январе 2015 года обоснование будет совершаться еще на этапе планирования при формировании непосредственного плана закупок. Так же нужно будет обосновать стоимость товара, т.е. максимальную цену контракта.
В заключении необходимо сказать, что в любом случае даже если изменений не предстоит, новый нормативный акт будет способствовать тому, что госзакупки станут максимально прозрачными и понятными. Можно будет дать трезвую оценку расходованию бюджетных средств. Так налогоплательщики сами смогут убедиться в том, куда направляются их средства, и что служащие государственных органов не сидят на «золотых стульях». И тем самым система закупок изменится исключительно в лучшую сторону.
Список литературы
1) Федеральный закон от 5.04.2013г. № 44-ФЗ о ФКС;
2) http://www.zakupkihelp.ru/archives/1;
3) http://www.rts-tender.ru/htmlview/htmlview.aspx?ItemId=1354 ;