Понятие «несовершеннолетний» в гражданском праве

Башкирова Наталья Петровна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет»,г. Омск

 

Несовершеннолетние относятся к числу лиц, которые гораздо чаще подвергаются негативному влиянию со стороны общества и ввиду их физической и умственной незрелости, нуждаются в охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.

Сохраняются такие острые социальные проблемы, как детская безнадзорность, социальное сиротство, ранняя алкоголизация и наркотизация подростков, рост преступности несовершеннолетних [13,с.14].

 В связи с этим, возникает необходимость улучшения правового статуса несовершеннолетнего.Для наиболее эффективного достижения данной цели, необходимо определиться с тем, кто  же такой несовершеннолетний.Сложность заключается в том, что в законодательстве РФ нет единого для всех отраслей права определения понятия «несовершеннолетний».

При рассмотрении указанного понятия, есть потребность изучить некоторые подходы, сложившиеся в различных отраслях законодательства: гражданского, семейного, трудового, уголовного. Так как отношения, в которых  участвует данная категория граждан, регулируются нормами различных отраслей российского права.

Проблематика начинается с Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), который не дает четкой формулировки определения «несовершеннолетний».

 Существует множество наименований, применяемых в России к лицам, не достигшим совершеннолетия. Речь идет о таких понятиях в праве, как: ребенок, дети, подросток, малолетний. Вместе с тем употребляется и обобщающее понятия «несовершеннолетний», где оно может рассматриваться по возрастным группам: до 6 лет, от 6 до 14 лет и от 14 до 18 лет.

 В соответствии с Конвенцией о правах ребенка «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее»[8].

Статус лица, не достигшего восемнадцати лет, в первую очередь, определяется нормами гражданского и семейного права. В Гражданском и Семейном кодексах употребляются такие понятия как  «ребенок» и «несовершеннолетний».

В статье 26 ГК РФ закреплено, что несовершеннолетним является лицо в возрасте от 14 до 18 лет [5].

Если руководствоваться возрастным критерием, то многогранностью обладает термин «ребенок», поскольку он применяется не только при характеристике лица до достижения им 18 лет, но и после достижения данного возраста, при  заострении внимания на правовой связи с родителями.

Согласно ст. 54 Семейного кодекса, ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет(совершеннолетия).

Ребенок - это личность, и его умение жить в обществе во многом определяется предоставлением ему возможности проявлять себя, получать развитие. Таким образом, для определения правового статуса особого субъекта права, каковым является лицо до достижения им 18 лет, следует использовать универсальную категорию «ребенок»[13 ].

Рассматривая соотношение понятий «малолетний» и «подросток», можно сказать о том, что малолетние - несовершеннолетние, не достигшие возраста 14 лет. Эта категория делится на две группы:

1) малолетние до 6 лет, сделки за которых совершают родители ;

2) малолетние от 6 до 14 лет имеют право на заключение мелких бытовых сделок.

Содержание понятия «подросток» нормативно не закреплено ни в российских, ни в международных актах.Подросток – несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет. Так же подростка характеризуют с позиции труда и социальной сферы в целом. Речь идет о способности подростка в возрасте от 14 до 18 лет трудиться на законных основаниях[7,с.78].

Термин «несовершеннолетий» может и должен применяться для обозначения всего периода детства от рождения и до совершеннолетия. Поскольку несовершеннолетний - это лицо, пребывающее в промежуточном возрастном состоянии между подростковым периодом и совершеннолетием.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет является частично дееспособным. Частичная дееспособность характеризуется тем, что у несовершеннолетнего есть ограниченный перечень прав и обязанностей.Однако объем дееспособности, в сравнении с малолетними, достаточно широк.

Например, несовершеннолетний вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, осуществлять авторские и изобретательские права, совершать мелкие бытовые сделки, вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими.

Необходимо  рассмотреть дееспособность несовершеннолетних, достигших 16 лет. С достижением этого возраста у несовершеннолетнего появляется право на эмансипацию, то есть полную дееспособность. В данном случае несовершеннолетний объявляется полностью дееспособным «если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту».

Правовое положение несовершеннолетнего неоднородно, в нем могут быть выделены различные статусы по ряду классификационных оснований :

а ) по отраслевому критерию – гражданско-правовой, семейно-правовой , трудовой , административно-правовой, уголовно-правовой;

 б) по возрастному критерию – статусы малолетнего и несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет;

в)в зависимости от разновидностей дееспособности: полная дееспособность ;частичная дееспособность несовершеннолетнего (от 14 до 18 лет); частичная дееспособность малолетнего (от 6 до 14 лет);ограниченная дееспособность; полная недееспособность[15,с.141].

С точки зрения Уголовного кодекса РФ совершеннолетним считается лицо, достигшее возраста 18 лет, с которого наступает уголовная ответственность, но не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток.

Уголовный кодекс РФ установил два возраста уголовной ответственности: шестнадцать и четырнадцать лет. Преступления, за которые установлена уголовная ответственность с четырнадцати лет, имеют характер повышенной общественной опасности. Следовательно, несовершеннолетний – это лицо, не достигшее возраста совершеннолетия на момент совершения преступления.

Согласно ст.21 ГК РФ совершеннолетие наступает по достижении восемнадцатилетия. Этот же возраст  упоминается в Семейном кодексе РФ.

В ряде стран установлен иной возраст совершеннолетия. Например, в Боливии он достигает 21 года, в Новой Зеландии 20 лет.Но это достаточно условные возрастные категории, так как  у каждого человека индивидуальные особенности формирования личности  и  они могут не соответствовать заложенному в законе представлению о моменте наступления юридической зрелости. Подросток может отставать в своем развитии или, наоборот, развиваться быстрее  установленного возраста совершеннолетия.

Дееспособность, в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста. Для того чтобы приобретать права и нести обязанности, нужно разумно рассуждать, понимать  смысл норм права, иметь некий жизненный опыт[6].

 Считается, что в этом возрасте человек достигает психической зрелости (зрелость физическая; психическая, свидетельствующая об умении понимать значение своих действий и руководить ими и социальная, позволяющая самостоятельно принимать участие в жизни общества). Происходит процесс нравственного становления ребенка.

В силу недостаточного возрастного физического и психического развития, ребенок не может быть полностью дееспособным, т.е. он не способен к сознательному, активному, волевому акту, предполагающему способность нести  ответственность.

Согласно Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Дети также участвуют в общественных отношениях и прямо, и косвенно(через своих законных представителей).Однако, проанализировав судебную практику, можно сделать вывод о том, что «законные представители не всегда следуют интересам ребенка».

Под интересами ребенка, следует понимать удовлетворение его физических, психических, социальных, духовных потребностей.

Проблемы заключаются в правовом  положения несовершеннолетних в системе отношений «несовершеннолетний - законные представители»(проблемы воспитания и содержания детей, ненадлежащего функционирования для детей-сирот).Так, наблюдается масса нарушений со стороны родителей, их уклонение от выполнения обязанностей по удовлетворению потребностей несовершеннолетних в питании, одежде, проживании в благополучных санитарно-гигиенических условиях, не говоря уже о возможности ребенка пользоваться своими правами предусмотренными гражданским законодательством.

К сожалению, таких случаев множество. Социальное неблагополучие детей, получило характер национальной катастрофы. Уровень жизни значительного количества семей с детьми остается невысоким, что отрицательно сказывается на здоровье, воспитании и образовании несовершеннолетних.

Важным способом улучшения правового положения несовершеннолетних является правовое образование и просвещение, не только самих несовершеннолетних, но и их законных представителей.

Ребенок в любом государстве, выступает субъектом права, имеет свой особый правовой статус, и нуждается в повышенном внимании со стороны общества.Можно сделать вывод о том, что детство - это особо значимый этап в жизни человека, на котором закладываются психические и нравственные начала будущей жизни человека как индивида и личности[3].  Возникает необходимость изучать подходы различных отраслей права, чтобы принять единое для всех определение «несовершеннолетний».Правовой статус ребенка следует признать обязательной теоретической категорией, разработкой и обоснованием ее должны заниматься не только отраслевые юридические науки, но и теория государства и права.

 При решении ряда задач, связанных с реализацией прав несовершеннолетних и при устранении неоднозначной ситуации в определении понятия, можно добиться высокой степени эффективности правовой защиты детей, обеспечить соблюдение прав ребенка.


Список источников

  1. Абрамов В.И. Права ребенка в России: (теоретический аспект). – Саратов, 2016.
  2. Белозерцев С.М. Понятие «несовершеннолетний» // Евразийский юридический журнал. 2017. № 11 (114).
  3. Бутько О.В. Правовой статус ребенка: теоретико-правовой анализ: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2014. С. 14.
  4. Геллер М.В. Реализация и защита прав несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье по законодательству Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Москва, 2013.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: www.consultant.ru
  6. Губарева, А.В. Общие вопросы правоспособности и дееспособности физических лиц [Текст] / А.В. Губарева. – 2007. – С. 88.
  7. Каженова А.С. Понятие «Несовершеннолетний» в правовой системе стран СНГ// Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. № 3(8). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 78-83.
  8. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)[Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: www.consultant.ru
  9. Кудрявцева Т.Г. Понятие малолетних и несовершеннолетних // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2015. № 4 (10).
  10. О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: www.consultant.ru.
  11. Об опеке и попечительстве: федеральный закон № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 г. Доступ из «КонсультантПлюс».
  12. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: www.consultant.ru
  13. Садина О.В. Правовой статус несовершеннолетнего в российском законодательстве: теоретико-правовой анализ: дис. … канд. юрид. наук. – Мытищи, 2015. С. 54.
  14. Солдатов А.П. Гарантии и обеспечение прав в границах местного самоуправления. – Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2015.  С. 65.
  15. Суханов Е.А Гражданское право Т. 1. учебник 2-е издание. [Текст]/ Е.А. Суханов. – 2011 год. – С.73-79.
  16. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
0
Ваша оценка: Пусто