Понятие конкуренции в предпринимательском праве

Соловьев Владимир Георгиевич
АНО ВО Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации, г.Тула, Россия

 

Проблема правового обеспечения конкуренции является одной из актуальных проблем современного гражданского права. Конституция Российская Федерация запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию [1, ст. 34]. Как справедливо отмечается в юридической литературе, осуществление нормального экономического оборота, представляется невозможным, если не будет обеспечена нормальная конкурентная среда для осуществления предпринимательской деятельности [3, 8-12].

Для обеспечения нормального осуществления предпринимательской деятельности представляется необходимым установление ряда запретов и ограничений деятельности, как хозяйствующих субъектов, так и органов государственной власти, действия которых направлены на ограничение конкуренции. В этой связи возникают следующие вопросы: какие действия, направленные на ограничение конкуренции подлежат запрещению; каким образом осуществляется данный запрет; что представляют собой цели и средства направленные на пресечение деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; наконец, что представляет собой деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Поиск ответа на данный вопрос требует проведения углубленных специальных исследований в данной сфере.

Одной из центральных категорий правового регулирования защиты конкуренции является понятие конкуренции, которое выступает в качестве базового понятия при исследовании проблем гражданско-правового регулирования защиты конкуренции, поскольку конкуренция в данном случае выступает в качестве объекта правового регулирования. Понятие «конкуренция» является центральным понятием для анализа правового регулирования защиты конкуренции, ибо если не ясно, что представляет собой конкуренция, то и не ясно, каким образом ее защищать при помощи правовых средств.

Необходимо отметить, что в науке предпринимательского права, а также в экономической литературе понятие «конкуренция» трактуется неоднозначно.

Так, например А. Ю. Грищенко и Е. В. Байкальская определяют конкуренцию как «это определенные действия, порождающие отношения и борьбу между компаниями на рынке, с целью обеспечения наилучших условий для функционирования собственной компании, чтобы удовлетворить различные потребности клиентов и максимизации прибыли» [2, с.55-57]. Однако такое определение не может быть принято с точки зрения юридической науки. Проблема состоит в том, что из данного определения неясно, что представляют собой это определенные действия, порождающие отношения и борьбу между компаниями на рынке», являются ли эти действия правомерными или нет, каким образом осуществляется борьба между компаниями на рынке.

По мнению Ю.В. Таранухи «конкуренция – это особый способ реализации частных интересов и может быть определена как форма обмена, осуществляемого на основе состязания частных интересов» [8, с.53-78]. Однако подобного рода подход также вызывает много вопросов.  Если конкуренция – это форма обмена, то, что в данном случае выступает в качестве предмета обмена и кто является субъектом данного обмена? Если в качестве субъекта обмена выступают граждане, а в качестве предмета обмена вещь, то тогда получается, что конкуренция существует в отношениях купли – продажи между продавцом и покупателем, между перевозчиком и пассажиром, что на наш взгляд не совсем верно.

Достаточно интересный подход к пониманию «конкуренции» представлен в работе С.В. Кравцевича, который исследовал проблематику формирования понятия «конкуренция» в экономической науке на протяжении основных этапов ее развития [4, с. 3].

По мнению С.В. Кравцевича «Изучая представления об экономической категории «конкуренция» в различных экономических учениях и в разные эпохи становления экономической науки, можно прейти к следующему выводу, что существование конкуренции возможно только при выполнении совокупности следующих условий: наличие товарно-денежных отношений, пронизывающие всю сферу деятельности человека; обеспечение свободы в действиях субъекта хозяйствования в выборе своей экономической и хозяйственной деятельности; наличие права или института собственности; наличие предпринимателей (более раннее — капиталистов); наличие в обществе редких благ, обладающих ценностью.

При этом С.В.Кравцевич выделял ранний и поздний этапы развития представлений о конкуренции. Ранний этап характеризуется представлениями о конкуренции не как о борьбе индивидуумов за существующие блага, а как их  противостояние друг другу, обусловленное наличием товарно-денежных отношений [4, с. 3]. Фактически на первом этапе речь идет о квазиконкуренции, проявляющейся в противостоянии индивидуумов в накоплении богатства. Второй этап, охватывающий периоды с позднего средневековья и до современности, характеризуется формированием истинных представлений о конкуренции. 

При этом первоначальным термином, который использовался в экономической науке, был термин «свободная конкуренция», под которым понимались, во-первых, имевшие естественную природу своего происхождения авторегулирующие процессы, лежащие в основе рыночной экономики и находившие равновесие между спросом и предложением. А во-вторых, под свободной конкуренцией классики понимали такое состояние рынка, которое обеспечивало бы его участникам «свободу каждого в достижении своего интереса…».

В связи с чем, современная экономическая мысль выделяет два условия существования «свободной конкуренции»:

  • размеры единичных покупок и продаж столь малы, что не один  участников рынка не в состоянии влиять на изменение цен;
  • осведомленность участников рыночных отношений обо всех параметрах рыночной конъюнктуры».

В неоклассический период становления экономической науки термин «свободная конкуренция» заменяется термином «совершенная конкуренция», для возникновения которой необходимы два условия:

  • каждый из участников рынка имеет полную информацию обо всех условиях рынка;
  • в каждой отрасли существует свободный доступ на рынок новых организаций (фирм).

В кейнсианский период развития экономической науки вводится термин «регулируемая конкуренция», для которой характерны следующие условия:

  • наличие в экономики «встроенных стабилизаторов», рычагов государственного регулирования экономикой;
  • наличие ассоциативных (корпоративных) форм хозяйствования».

При этом природа конкуренции, ее возникновение рассматривается как вторичное по отношению к рынку.

В неоинституциональный период развития экономической науки возникает представление о «цивилизованной конкуренции», характеризующееся наличием следующих условий:

  • наличие государственной собственности;
  • наличие организационно-правовых форм хозяйствования;
  • стремление экономических агентов к минимизации транзакционных издержек — принципа оптимальности хозяйствования (т.е. понимания экономическими агентами роли конкуренции как созидательной силы общества) [4, с. 3].

Однако, по нашему мнению такое понимание термина «цивилизованная конкуренция» сопряжено с рядом трудностей методологического характера. Основная методологическая проблема связана с вопросом о степени снижения транзакционных издержек.  Возможно ли для этого использовать любые средства, в том числе, такие как откуп от наказания для состоятельных людей [5, с. 125], которые получают определенные конкурентные преимущества по сравнению с бедными людьми при их конкурировании, в том числе за определенные социальные блага, например образование, здравоохранение и.т.д.

Нельзя не отметить и то, что разнообразие теоретических подходов затрудняет не только понимание термина «конкуренция», но и его последующее практическое применение.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 4. Ст. 445.
  2. Грищенко А.Ю., Бакальская Е.В. Понятие «конкуренция» и «ненадлежащая конкуренция» //Аллея науки. 2017. Т. 4. № 16. С. 55-57.
  3. Еременко В.И. Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности // Конкурентное право. 2011. N 2. С. 8-12; Гурин Н.В. Картели и их влияние на экономику государства: анализ российского законодательства // Конкурентное право. 2011. N 2. С. 23-27; Попондопуло В.Ф. Антимонопольное регулирование и защита конкуренции: общий обзор // Конкурентное право. 2011. N 1. С. 3-14;
  4. Кравцевич С.В.  Анализ условий существования типовых "конкуренций"//Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2010. № 6. С. 3.
  5. Одинцова, М. И. Экономика права : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М. И. Одинцова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2016. — 345 с. Zerhe R. О. Economic Efficiency in Law and Economics. Cheltenham : Edward Elgar, 2001.-232 p.
  6. Тарануха Ю.В. Системный подход к анализу конкуренции//Общество и экономика. 2015. № 1-2. С. 53-78.
1
Ваша оценка: Пусто Средняя: 1 (1 голос)