Иванова Мария Андреевна,
Омская Юридическая Академия, г. Омск
Разграничение договора дарения и взятки - достаточно актуальная проблема для современного общества, несмотря на то, что законодательство четко определяет что есть «взятка», а что «дарение». Данное установленное законом ограничением в большинстве случаев просто обходят, что говорит о возможном пробеле в законе.
Рассмотрим субъектный состав этих двух понятий. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (ст. 572 ГК РФ) ; получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290 УК РФ)
Аналогичное определение термина «взятка» содержится в акте «Антикоррупционная политика Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"(утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 15.05.2014, протокол N 58) (ред. от 30.03.2017)» Таким образом получается, что взяткополучателем может стать только должностное лицо с целью оказания услуг имущественного характера. Проблема взяточничества достаточно серьезна, так как сущность ее состоит в том, что доказать причастность и увидеть причинно-следственную связь, необходимую для состава преступления по ст. 290,291,291.1,291.2 УК РФ доказать и увидеть особенно сложно.
Гражданский кодекс в 575 статье также устанавливает ограничения на субъектный состав, то есть не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей: работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги и т.д., лицам, замещающим государственные должности (Статус государственных служащих определяется, прежде всего, Законом «О государственной службе в РФ». Указанный Закон закрепляет не только права и обязанности государственного служащего, но и ограничения. Среди ограничений, связанных с государственной службой, предусмотренных п. 6 ст. 17 указанного Закона, назван запрет государственному служащему принимать от физических и юридических лиц подарки, денежное вознаграждение и т.д.) должности субъектов и муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Здесь следует отметить, что в силу статьи 572 ГК РФ при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. Такая сделка будет называться притворной. Это скорее одна из разновидностей основания признания сделки недействительной.
Как же увидеть эту тонкую грань разграничения между взяточничеством и дарением? Основным отличием подарка от взятки является его безвозмездность, в то время как взятка осуществляется с особой целью. То есть требуется связь между каким-либо конкретным действием (бездействием) и получением взятки. Время ее получения не является важным обстоятельством, передача денег, ценных бумаг и т.д. возможны как до совершения определенного действия со стороны взяткополучателя, так и после совершения этих действий. Самое важное - договоренность между двумя субъектами данного преступления.
Следует иметь в виду еще одну проблему: минимальный возможный размер взятки законодательно не закреплен ни Уголовным кодексом, ни иными нормативно-правовыми актами. Размер взятки будет зависеть от каждого конкретного случая.
Возвращаясь к статье 575 ГК РФ можно сказать о том, что термин «обычный подарок», вручаемый любому должностному лицу может разъясняться в качестве общепринятого в обществе, обычный жест, который выражает глубокую признательность и благодарность в пределах разумного, то есть соответствует моральным и нравственным устоям общества. Даритель не вправе ожидать от одаряемого какого-либо встречного действия.
Таким образом, независимо от размера взятки, стоимости подарка, времени вручения эти два понятия не могут пересекаться друг с другом, так как отрасли гражданского и уголовного законодательства регулируют совершенно различные общественные отношения, в одном случае это отрасль частного, а в другом публичного права. Вследствие этого можно провести сравнительный анализ на основе этих критериев:
Взятка |
Подарок |
Ожидание предоставления встречной услуги: действия (бездействия) |
Безвозмездное начало |
Границы и размеры законодательно не определены |
Ограничение по субъектному составу с суммы, превышающей 3000 рублей |
Ответственность по Уголовному кодексу |
Ответственность в рамках гражданского законодательства |
Генеральная прокуратура РФ составила статистику по совершению преступлений по ст. 290 УК РФ – «Получение взятки». Так, за 9 месяцев 2017 года в Омской области зарегистрировали 58 преступлений по данной статье. В 2016-м таких преступлений было меньше на четверть, пишет «Новый Омск». Несмотря на это, по итогам 2017 года Омская область оказалась на 8 месте, хотя в 2016-м наш регион был на 22-м месте. В отношении тех, кто дает взятки, тоже возбуждаются уголовные дела. Так, по ст. 291 УК РФ за указанный период было возбуждено девять уголовных дел (48 - в 2016-м). Злоупотреблений полномочиями стало на треть меньше – раскрыто 8 случаев, из которых в суд направлено четыре уголовных дела. По этому показателю Омская область находится на 55 месте.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что российское законодательство в этой части несовершенно. На наш взгляд, требуется обязательное урегулирование данных вопросов, посредством внесения изменений в Гражданский кодекс в части уточнения понятия «обычный подарок» и более строго ограничить субъектный состав, усилить систему отчетности по доходам должностных лиц, сделать акцент на получение подарков в натуральной форме так же с ограничением по стоимости.
Источники
- Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 22 декабря 1995 года
- Уголовный кодекс Российской Федерации, от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
- Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ
- "Антикоррупционная политика Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 15.05.2014, протокол N 58) (ред. от 30.03.2017)
- Статья: Верховный Суд Российской Федерации решил не путать взятку с подарком (Борков В.Н.) ("Современное право", 2014, N 1)
- http://bk55.ru/news/article/