“Плюсы” и “минусы” интеграции региональных предприятий в состав федеральных интегрированных структур

Смирнов Д.Ю., к.э.н.,
доцент кафедры экономики и финансов Омской юридической академии, г. Омск,

 

В современных условиях потеря региональными предприятиями своей экономической самостоятельности обусловлена деятельностью корпоративных интегрированных структур федерального уровня. Под интегрированной корпоративной структурой следует понимать группу юридически или хозяйственно самостоятельных предприятий, ведущих совместную деятельность на основе консолидации активов или договорных отношений для достижения общих целей.

Процесс формирования корпоративных интегрированных структур и выдвижения данных структур на ведущие роли в мировой и национальных экономиках – это объективная закономерность. Основу данного процесса составляют три взаимосвязанных явления, характеризующих накопление капитала в современных условиях: концентрация капитала, централизация капитала, огромная капиталоемкость НИОКР в эпоху научно-технических революций.

Можно выделить три основные формы включения региональных предприятий в состав интегрированных корпоративных структур федерального уровня.

Первый способ экономического подчинения региональных предприятий интегрированными структурами – это приобретение контрольного пакета обыкновенных акций, значительной доли участия или получение иным образом доминирующего положения в уставном капитале регионального предприятия. В результате региональное предприятие становится одним из участников федерального холдинга.

Второй способ интеграции региональных предприятий в состав корпоративных интегрированных структур – это включение региональных предприятий в финансово-промышленные группы. Финансово-промышленная группа — это объединение, с одной стороны, организаций, имеющих свободные денежные средства (банков, финансовых и инвестиционных фондов и т.д.), а с другой — предприятий и организаций, испытывающих потребность в инвестициях и других заемных средствах. В отличие от холдинга во главе финансовой группы стоит один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний, а также координируют все сферы их деятельности. Каждая фирма самостоятельно выступает в торговых сделках.

Третий способ экономического подчинения региональных предприятий – это их реорганизация в форме присоединения к интегрированной структуре и образование на базе региональных предприятий обособленных подразделений интегрированной структуры (филиалов, отделений и т.д.). В этом случае региональное предприятие теряет не только свою экономическую, но и правовую независимость.
Зачастую процесс поглощения регионального предприятия интегрированной корпоративной структурой начинается с включения регионального предприятия в состав холдинга или финансово-промышленной группы, а его логическим завершением становится реорганизация регионального предприятия в форме присоединения к крупной корпорации и образование на базе регионального предприятия обособленного структурного подразделения интегрированной корпоративной структуры федерального уровня.

Потеря экономической самостоятельности региональными предприятиями сказывается на экономике и финансах региона, становится существенным фактором, детерминирующим его социально-экономическое развитие.
Для того чтобы оценить “плюсы” и “минусы” для регионального экономического комплекса утраты экономической самостоятельности региональными предприятиями в результате их вхождения в состав интегрированных корпоративных структур федерального уровня целесообразно применить SWOT-анализ.

Основное преимущество (strengths) региональной экономики, возникающее в следствие включения региональных предприятий в состав интегрированных корпоративных структур, состоит в том, что региональные предприятия, интегрированные в корпоративные структуры, являются более устойчивыми экономически и финансово, по сравнению с региональными предприятиями, сохранившими свою экономическую самостоятельность. Экономически несамостоятельные предприятия менее подвержены внешним неблагоприятным воздействиям: они больше защищены от циклических кризисов перепроизводства, сезонных колебаний потребительского спроса, резкого падения цен в следствие неблагоприятной рыночной конъюнктуры и т.д. Интегрированная корпоративная структура способна защитить входящие в ее состав региональные предприятия от кредиторов, от риска исполнительного производства, от угрозы банкротства.

Устойчивость региональных предприятий благотворно сказывается на всем экономическом комплексе региона и, прежде всего, на региональном рынке труда, обеспечивая стабильные занятость, среднюю зарплату, стоимость регионального валового продукта.

“Слабые” стороны (weaknesses) процесса потери региональными предприятиями своей экономической независимости проявляются в том негативном влиянии, которое данный процесс оказывает на региональные бюджеты. Бюджеты субъектов Российской Федерации формируются, в значительной мере, за счет налога на прибыль организаций. Включение высокорентабельного, генерирующего большую прибыль регионального предприятия в состав интегрированного корпоративного холдинга приводит к существенному снижению поступлений от данного налога в бюджет субъекта Российской Федерации.

  • Во-первых, рассчитанная в среднем по составным элементам интегрированной структуры норма прибыли может оказаться меньше, чем норма прибыли на реорганизуемом региональном предприятии.
  • Во-вторых, средняя численность (средняя зарплата) в составных элементах интегрированной структуры может превышать численность (зарплату) в реорганизуемом региональном предприятии.
  • В-третьих, средняя остаточная стоимость амортизируемого имущества в составных элементах интегрированной структуры также может оказаться выше, по сравнению с этой же стоимостью в реорганизуемом региональном предприятии.
  • В-четвертых, в большой многоотраслевой и межрегиональной интегрированной структуре больше возможностей для того, чтобы “спрятать” прибыль, значительно уменьшив ее размер до налогообложения, по сравнению с аналогичными возможностями одноотраслевого, расположенного на территории одного субъекта РФ предприятия.

Потенциальные возможности (opportunities), возникающие в результате включения регионального предприятия в состав интегрированной структуры, связаны с привлечением инвестиций в данное предприятие и в экономику региона в целом. Увеличение инвестиций в региональное предприятие ведет к прямому эффекту и для самого предприятия, и для территориального экономического комплекса. Прямой положительный эффект для предприятия заключается в увеличении объема выпускаемой продукции, расширении ее ассортимента, модернизации оборудования и технологических процессов, увеличении количества занятых, росте их зарплаты, расширении ареала сбыта продукции, улучшении показателей, характеризующих экономическое и финансовое состояние предприятия, и т.д.

Прямой положительный эффект для региональной экономики и финансов состоит в уменьшении безработицы на уровне субъекта РФ, увеличении объемов регионального валового продукта, росте доходов регионального и местных бюджетов и т.д.

Косвенный мультипликативный эффект, вызываемый инвестициями в региональное предприятие, связан с тем, что модернизируемое региональное предприятие способно стать своеобразной “точкой роста” для всей экономики региона. Инвестиции ведут к оживлению строительной отрасли региона, росту спроса на продукцию смежных с региональным предприятием средних и малых предприятий региона, повышению покупательной способности населения региона и т.д.

Можно выделить две основные группы источников дополнительных инвестиций. Первый источник – это финансовые ресурсы самой интегрированной структуры, инвестируемые в модернизацию и реконструкцию регионального предприятия. Вторая группа источников возможных инвестиций в региональное предприятие связана с инвестиционными ресурсами федерального центра, прежде всего, средствами федерального бюджета (федеральная адресная инвестиционная программа,  инвестиционный фонд Российской Федерации, ведомственные целевые программы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, и т.д.).

Потенциальные угрозы (threats) для региональной экономики, обусловленные потерей экономической независимости предприятиями, локализованными на территории этого региона, заключаются в нарушении комплексности социально-экономического развития региона, монополизации региональных рынков, подчинении интегрированными структурами политической региональной элиты.
Подводя общий итог, можно отметить, что потеря экономической самостоятельности региональными предприятиями в результате их включения в федеральные интегрированные структуры приводит скорее к отрицательному, чем положительному результату для экономики региона. “Минусы” данного процесса очевидны: потеря контроля со стороны региональных властей над финансами региона, сокращение поступлений налоговых доходов в региональный бюджет, угроза формированию и развитию региональных кластеров. “Плюсы” рассматриваемого процесса, скорее, представляют собой потенциальные возможности, чем явно выраженные преференции: в случае совместного успешного лоббирования со стороны интегрированной структуры и региональных властей федеральный центр может направить дополнительные инвестиционные ресурсы в развитие регионального предприятия.

Для того, чтобы противостоять негативным последствиям интеграции региональных предприятий в корпоративные интегрированные структуры федерального уровня региональные власти должны стать инициаторами объединения экономически самостоятельных региональных предприятий в структуры, интегрированные на уровне региона.

Под региональными интегрированными структурами следует понимать совокупность хозяйствующих субъектов, локализованных на территории одного субъекта Российской Федерации и объединяющих свои финансовые и производственные ресурсы с целью достижения не только частнохозяйственных, но и региональных интересов.

Очевидно, что частнохозяйственные интересы и интересы регионов по многим позициям не только не совпадают, но противоречат друг другу. В первую очередь, это касается вопросов, связанных с налоговыми платежами в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Частнохозяйственный интерес детерминирует стремление предприятия использовать различные схемы оптимизации налогообложения, позволяющие сократить выплаты в бюджеты всех уровней, в том числе в региональный и местные бюджеты. Региональный интерес, напротив, заключается в максимизации объема финансовых ресурсов, мобилизованных в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

С другой стороны, региональная интеграция может явиться основой для успешной реализации частнохозяйственного интереса. Полученный в рамках региональной интеграции синергетический эффект является важным фактором снижения издержек региональных предприятий и обеспечивает их успех в конкурентной борьбе с локализованными в других регионах предприятиями. Создание региональных интегрированных структур может способствовать повышению прибыльности и финансовой устойчивости входящих в их состав региональных предприятий.

Список литературы

  1. Дохолян С.В., Петросянц В.З. Региональные интегрированные корпоративные структуры. – М.: Наука, 2008. – 296с.;
  2. Промышленный комплекс Омской области: вопросы глобальной интеграции / под общ. ред. В.В. Карпова, В.В. Алещенко. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. – 404с.
  3. Смирнов Д.Ю., Кузнецов В.В. Интеграция региональных предприятий в состав федеральных корпоративных структур: выгоды и потери. - Российское предпринимательство, № 5 (275), Т. 16, 2015. - с. 701-710.
3
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3 (1 голос)