Перспективы развития малого инновационного бизнеса в Республике Белорусь

Германович Н.Е.,
старший преподаватель кафедры финансов Полесского государственного университета, г. Пинск, республика Беларусь,
Садовский М.Н.,
Полесский государственный университет, г. Пинск, республика Беларусь

В любой стране малый и средний бизнес составляет тот фундамент, на котором строится экономика. Предприятия данного сегмента формируют конкурентную среду, способствуют росту эффективности рыночных структур, а главное, являются наиболее активными проводниками новых технологий и инноваций. Согласно мировому опыту, малый научно-инновационный бизнес наиболее гибок и восприимчив к нововведениям.

Малый инновационный бизнес – это особый сектор экономики. Он проявляет свою активность во всех сферах деятельности, однако в наибольшей мере сосредоточен в высокотехнологичных отраслях, таких как информационные, био- и нанотехнологии, здравоохранение, производство программного обеспечения, а также в электронной, химической, фармацевтической промышленности, машиностроении, космической индустрии.

При развитии малого бизнеса в инновационной сфере важным является оптимальное соотношение форм государственного регулирования, стимулов развития научно-технической и инновационной деятельности, и реализации приоритетных направлений развития науки и технологий.

В зависимости от характера сочетания науки и производства малые инновационные предприятия бывают: научно-технического назначения, производственного назначения, научно-производственного назначения, специализированные, многопрофильные.

За период с 2005 по 2014 год создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства.

Разработаны механизмы реализации целевых установок и структур, создающие условия для развития. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.

В настоящий момент, в стране реализуется государственная программа от 29.12.2012 № 1242 о поддержке малого и среднего инновационного бизнеса на 2013-2015 годы. Данная программа направлена на увеличение его доли в ВВП республики с  14% до 30% к 2015 году. Количество рабочих мест, созданных малыми и средними предприятиями, по оценкам экономистов, возрастет почти до двух миллионов.

Согласно подсчетам налоговых органов на 1 апреля 2015 года в Беларуси было зарегистрировано 365 тыс. 29 субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе 102 тыс. 277 микро-, 12 тыс. 502 малых, 2 тыс. 481 средняя организация и 247 тыс. 769 индивидуальных предпринимателей. Для сравнения: в 2014 году доля малого предпринимательства в ВВП Беларуси составила 15,2%, что почти вдвое выше показателей 2007 года (8,3%).

Исходя из вышеперечисленного, наблюдается тенденция роста уровня субъектов малого и среднего инновационного бизнеса, однако на данную тенденцию оказывают влияние следующие негативные факторы:

1) Недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки.

2) Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным.

3) Нестабильное состояние экономики.

4) Правовая незащищенность и административные барьеры.

5) Препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных подзаконными актами.

Как результат, уровень развития сектора малого бизнеса в республике явно недостаточен, с точки зрения требований рациональной структуры переходной экономики.

В настоящее время, с развитием интернет-сетей, бизнес, основанный на использовании IT-технологий становится более приоритетным направлением. Кроме того, данное направление имеет большие перспективы в нашей стране, ввиду высокого уровня квалификации специалистов данной сферы.

Для развития данного предпринимательства создаются молодежные IT-инкубаторы.  Основное преимущество которых является - предоставление оптимальных условий для развития бизнеса, которые позволят минимизировать затраты на начальном этапе выведения бизнеса.

Как результат, для повышения уровня малого и среднего инновационного предпринимательства в республике необходимо: создать правовую и налоговую базу инновационных процессов, обеспечить трансферы инновационных технологий, сформировать информационную инфраструктуру инновационной деятельности, стимулировать развитие малого бизнеса основанного на применении инновационных технологий, с помощью внедрения системы  льготного кредитования и создания бизнес-инкубаторов инновационного типа.

0
Ваша оценка: Пусто