Парадигма религиозного образования на современном этапе

Филина Н.В., 
к.п.н., доцент, ЧОУ ВО «Омская юридическая академия», г. Омск,
Немцова Н.В.,
к.э.н., доцент, ЧОУ ВО «Омская юридическая академия», г. Омск

Вступая в новый XXI век, российская система образования внедряет современные образовательные парадигмы. Вследствие этого проблема поликонфессионального образования является как некогда актуальной. Социально-политические реформы в России конца XX начала XXI в. существенно изменили роль религии, и ее влияние на различные сферы социально-политической жизни, затронув и образование. Внедрение религии в систему образования, которая до недавнего времени носило светский характер, породило и обострило проблему «религиозного образования».

Многолетние споры по этой проблеме не всегда конструктивны. Истоки решения данной проблемы следует искать не столько в образовательной сфере, сколько историческом, морально-этическом, социально-политическом и других областях. Таким образом, необходимо создание и имплантирование новой стратегии образования с учетом сложившихся исторических явлений. Для выработки единых положений религиозного образования необходимо учитывать ранее полученный исторический опыт образования светского и религиозно-ориентированного.  

Исследуя образовательный процесс, можно сделать вывод, что в России как и во всех странах мира разделение на образование религиозно-ориентированное и светское  незначительно. Если прослеживать взаимосвязь этих  образовательных процессов, то мы можем наблюдать, как религиозное образование внедряется в светское.

Человечество всегда ищет ответы на извечно существующие вопросы: кто мы, зачем мы есть, как существует мир и т.д. Современные научные знания не дают ответы на эти вопросы, следовательно, искать их надо в новых фундаментальных знаниях,  парадигматическая сущность которых основывается на понимании  места и роли человека в этом мире в целостном научно-религиозном объяснении.

Для придания нормативно-правового статуса религиозного образования, необходимо выработка новых программ, так как религиозное образование на современном этапе, является актуальным и духовное образование не остается без пристального внимания. Каждому хочется знать, что даст это образование, и какие плоды оно принесет.

Анализируя духовное образование можно сделать вывод – это образование учит терпимости, справедливости, чувству долга и т.д, это может послужить на благо  взаимодействия между различными религиозными конфессиями и их взглядами.

До настоящего времени эволюция религиозного  образования значительно превосходило принятие административных решений в обозначенной сфере социальной реальности, что оказывало воздействие на государственную систему образования,  приводя к разногласиям на существующем нормативно-правовом поле. Необходимо отметить, что затяжной конфликт интерпретаций, вытекающий в данной сфере, вызван целым рядом обстоятельств, в том числе естественноисторических.

Россия на протяжении многих десятилетий оставалась светским государством. Навязывая религиозным традициям «социокультурные»  процессы, она сдерживала прогрессивное развитие религии. В настоящее время начался обратный процесс и уже религиозное образование конкурентоспособно светскому. Каждый человек вправе выбрать те знания, которые ему необходимы как отдельной личности а, следовательно, получить желаемое образование.

Религиозные знания, которые получают учащиеся, носят несоответствующий характер. В связи с эти возникают социально-познавательные противоречия. Все это может привести к утрате доверия к системе образования, к нарушению морально-этических норм поведения молодого поколения.

В настоящее время в России образование носит светский характер и те незначительные перемены, которые происходят в образовании, в полной мере не отражают целостность компромиссного образования. В системе образования существует два направления светское и религиозное необходимо выработать такие формы нейтрального образования, которые устраивали бы верующие и атеистические слои общества.

В связи с этим знания духовных вопросов в образовательных учреждениях могут быть допустимы в рамках тех курсов, которые уже изучаются, к примеру: на уроках истории, литературы, обществознания не вводя новые дисциплины религиозной направленности. На деле ситуация в системе образования обстоит так, кто стоит у власти тот и  обладает правом наделять особым статусом ту или иную конфессию.  Русская православная церковь в настоящее время является тьютором на образовательном рынке. Необходимы новые тенденции в решении вопросов образования. Все религиозные конфессии должны быть равны и одинаково изучаемы, при этом необходимо учитывать пожелания и интересы учащихся, а также их родителей.

Для того чтобы религиозное образование стало доступным необходимо решить следующие  вопросы: каким образом государство должно обеспечить все условия для реализации прав граждан на получение религиозного образования? Какую роль в этом сыграют государственные и муниципальные образовательные учреждения?

Практика изучения вопросов религии в современных образовательных учреждениях представляется по-разному. Существующие противоречия вызваны в первую очередь несовершенством нормативно-правовой базы, а также прогрессивным внедрением религиозных объединений в систему образования. Подобные процессы приводят к переосмыслению религиозных ценностей учреждениями образования, которым в современных условиях необходимо учитывать специфику светского образования, мировой опыт религиозного образования и существующую правовую базу.

В ряде стран, церковное обучение в школе и других учебных заведениях допускается по идеологическим или политическим соображениям. В Российской Федерации обучение такого рода запрещено Конституцией Российской Федерации  и двумя законами: ФЗ от 26.09.97 №125-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О свободе совести и о религиозных объединениях» и ФЗ от 10.07.92 №3266-I (ред. от 01.04.2012 с изменениями, вступившими в силу с 14.04.2012) «Об образовании». Тем не менее, государственные органы власти в отношении Московской патриархии Русской православной церкви, часто игнорируют конституцию и законы.

С 1сентября 2010 года в 40 регионах России экспериментально был введён учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, с начала 2012 года предметы религиозного содержания будут введены во всех общеобразовательных школах России [4]. В дальнейшем эта практика затронет и начальное, среднее специальное и высшее образование.

На наш взгляд проявляется негласное навязывание социуму и образовательным учреждениям  православных моральных норм и ценностных ориентиров в многонациональном и многоконфессиональном государстве. Вследствие церковного образования возможны социальные риски, которые могут привести к межрелигиозным и межэтническим конфликтам; сексуальным расстройствам и патологическим извращениям; психологическим несовместимостям; вовлечению в асоциальные и криминальные группы; алкоголизму и наркомании.

Русская православная церковь стремительно шагает по пути внедрения в систему образования. Русская православная церковь, на законных основаниях, получая лицензию, открывает огромное количество православных школ, гимназий, лицеев и т.д. Практика показывает, что нерегламентированное внедрение негосударственных учреждений в систему образования имеет отрицательный результат. Оказание некачественных образовательных услуг, привело к их массовому закрытию. Таким образом, Русская православная церковь может составить серьёзную конкуренцию общеобразовательным школам, гимназиям, лицеям и т.д. Необходима чёткая регламентация количества открываемых образовательных учреждений религиозной направленности, контроль со стороны государственных органов власти.

Перед тем как внедрить в систему образования религиозный фактор необходимо учесть следующие моменты:

  • выработать единую государственную стратегию  религиозного образования;
  • подготовить педагогические кадры по преподаванию дисциплин религиозной направленности, учитывая специфику области знания;
  • разработать примерную программу по преподаванию данной дисциплины учитывая психологические особенности личности, правовую базу;
  • учитывать неординарность религиозного образования направленного на  формирование морально-этических норм, мировоззрения нового поколения,  толерантности;
  • аргументировать  основные модификации религиозного образования в России, их сотрудничество со светским образованием с целью выстраивания новых государственно-конфессиональных взаимоотношений.

Подводя итог, хочется сделать вывод, российский менталитет многогранен, традиции российского народа велики. Парадигма религиозного образования приобретает свои новые черты в обновленной стране. Религиозное образование это не дань моде, а новое своеобразное, неординарное образование которое необходимо нашему обществу на современном этапе развития. 

Список литературы

  • Конституцией Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93) (ред. от 30.12.2008) [Электронный ресурс]. - URL: http://constitution.garant.ru/ (дата обращения: 06.05.2012)
  • Федеральным законом от 26.09.97 №125-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.referent.ru/1/2291 (дата обращения: 06.05.2012)
  • Федеральный закон от 10.07.92 №3266-I (ред. от 01.04.2012 с изменениями, вступившими в силу с 14.04.2012) «Об образовании» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/ (дата обращения: 13.05.2012)
  • Опасения противников преподавания религии в школе не подтвердились, утверждают в РПЦ 1 сентября 2011 [сайт] "JesusChrist.ru - сервер христианского общения". [Электронный ресурс]. - URL:   http://jesuschrist.ru/news/2011/9/1/16130 (дата обращения: 22.03.2012)

 

0
Ваша оценка: Пусто