Отдельные проблемы защиты прав работников, работающих без оформленного трудового договора

Топилина Оксана Викторовна
УФ ФГБОУ ВПО  «РГУП»г.Челябинск

 

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации[3] (далее – ГПК РФ) у прокурора есть право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. При этом такое заявление прокурор может подать только тогда, когда у гражданина в силу уважительных причин (состояние здоровья, возраст, недееспособность и др.) отсутствует возможность самостоятельного обращения в суд. Названное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования[5 c.254].

Среди прав граждан, в защиту которых вправе и обязан выступить прокурор, особым местом обладают трудовые права. Как показывает практика, нарушения трудовых прав работников носят распространенный характер и выражаются в самых разных формах: невыплата либо несвоевременная выплата заработной платы, необеспечение безопасных условий труда, использование труда работника без официального оформления трудовых отношений, с выплатой заработной платы в конверте и др.

Как правило, иски прокуроров в защиту трудовых прав неоформленных работников возникают из жалоб граждан.

При предъявлении указанных исков прокурор должен стремиться как к восстановлению прав и законных интересов конкретного работника, так и к обеспечению соответствующих интересов государства.

Спектр требований прокуроров в защиту прав и интересов неоформленных работников весьма обширен.

Представляется необходимым, чтобы обязанностью прокурора было обращение с исковым заявлением в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту трудовых прав неоформленных работников во всех случаях, исходя из того, что таким лицам сложно и трудно самим осуществлять защиту своих прав и законных интересов. У граждан, работавших без оформления трудового договора, отсутствуют документальные подтверждения их работы. Им могут отказать в выдаче требуемых документов, их возможности по сбору доказательств ограничены. Такие граждане нуждаются в особой социальной и правовой защите со стороны органов прокуратуры. Поэтому соответствующую работу по сбору доказательств и обоснованию иска должна провести прокуратура.

В Приказе Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»[ 4] указано на необходимость принятия органами прокуратуры мер к повышению ответственности руководителей предприятий за несоблюдение трудовых прав граждан. Изложенное означает, что прокурор должен применить к таким руководителям весь арсенал мер и средств прокурорского реагирования, направленный на скорейшее восстановление трудовых прав граждан.

Поэтому при поступлении в прокуратуру жалоб такого характера прокурор после соответствующей проверки должен принять необходимые меры прокурорского реагирования (внесение представления, возбуждение в отношении работодателя дела об административном правонарушении). Если эти меры не возымели действия и трудовые права гражданина не были восстановлены, прокурору необходимо обратиться с исковым заявлением в суд в интересах работника. Длительное рассмотрение обращения работника, принятие формальных мер прокурорского реагирования без реального восстановления трудовых прав работника могут привести и к пропуску срока обращения в суд, который в соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации[2] (далее – ТК РФ) составляет три месяца (один месяц по спорам об увольнении). Факт обращения работника в органы прокуратуры и проведение в этой связи соответствующей прокурорской проверки могут быть признаны в качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Представляется важным, чтобы существенная роль в защите прав неоформленных работников отводилась органам федеральной инспекции труда[7. с.10-11]. Основные полномочия федеральной инспекции труда закреплены в ст. 356 ТК РФ. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что федеральная инспекция труда не обладает полномочием на обращение в суд с исковым заявлением в защиту трудовых прав граждан. Между тем в отдельных случаях наличие такого полномочия, как представляется, было бы целесообразным, в том числе, например, в связи с необходимостью защиты, восстановления трудовых прав неоформленных работников.

В этой связи представляется целесообразным закрепить в ст. 356 ТК РФ полномочие государственной инспекции труда по обращению в суд в целях защиты, восстановления трудовых прав граждан в тех случаях, когда данные нарушения выявлены самой инспекцией труда. С участием экспертов, ученых и специалистов следует выработать перечень таких случаев, исходя из степени важности нарушенных прав, наличия возможности у работника защитить трудовые права собственными силами.

В соответствии с ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[1] (далее – КоАП РФ) уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 до 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.

Неоформление трудового договора между работником и работодателем – это серьезное нарушение, и остальные нарушения трудовых прав работника вытекают из него. Поэтому представляется верным, что за данное нарушение в законе была предусмотрена повышенная административная ответственность.

Представляется достаточным увеличение указанных санкций соответственно: на должностных лиц – до 50 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – до 500 тыс. руб. Незначительные штрафы не пугают руководителей, поэтому требуются ощутимые санкции.

На практике нередкими являются случаи, когда работодатели освобождаются от административной ответственности за нарушение трудового законодательства в связи с истечением установленного годичного срока давности. Такая практика представляется несправедливой и не отвечающей целям административного наказания.

Нарушения трудового законодательства зачастую носят латентный характер, работники обращаются за защитой своих трудовых прав с опозданием[ 6 с.26-40 ]. Выявление, доказывание факта административного правонарушения, рассмотрение жалоб в разных органах (инспекции труда, прокуратуре, следственном комитете, суде) занимают длительное время. В отдельных случаях по фактам нарушения трудовых прав (например, невыплата заработной платы) сначала возбуждается уголовное дело, которое впоследствии прекращается, но сроки для привлечения работодателя к административной ответственности уже истекают. С учетом изложенных обстоятельств представляется целесообразным увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения трудового законодательства до двух лет.

Таким образом, вышеизложенное показывает, что существуют отдельные практические проблемы защиты прав граждан, работающих без оформления трудового договора, которые могут быть существенно нивелированы при реализации предложенных выше мер.


Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
  4. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (ред. от 21.06.2016) // Законность. – 2008. – № 3.
  5. Багаутдинов Ф.Н., Михайлов А.А. Актуальные проблемы защиты трудовых прав граждан, работавших без оформления трудового договора // Вестник гражданского процесса. – 2019. – № 3. – С. 253 – 262.
  6. Вахрушева Ю. Восстановление на работе и взыскание «черной» части заработной платы незаконно уволенных работников // Трудовое право. – 2016. – № 7. – С. 29 – 40.
  7. Сапфирова А.А. Защита трудовых прав работников федеральной инспекцией труда: монография. – М.: Проспект, 2016. – 144 с.
0
Ваша оценка: Пусто