Особенности развития малого бизнеса в России

Акопян Лилит Левоновна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента Немцова Н.В.

 

В настоящее время почти треть населения России так или иначе связана с малым бизнесом. Свыше 800 тысяч малых предприятий - это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в российских условиях. Это делает малый бизнес весомым социально-экономическим явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. Здесь сосредоточиваются наиболее квалифицированные и образованные люди, в особенности те, чьи опыт и знания оказались невостребованными в системе государственной собственности. Они сделали свободный выбор, предпочтя самостоятельную предпринимательскую деятельность на свой риск работе по найму.

Анализируя показатели деятельности малых предприятий за последние 2 года, можно с полной уверенностью сказать, что сегодня это наиболее динамично развивающийся сектор экономики. Сектор малого бизнеса в России представляет собой достаточно мощную экономическую и политическую силу.

По данным Госкомстата России в 2012 году в Российской Федерации функционировали 844,4 тысячи малых предприятий: 91,5% - с частной формой собственности и 8,5% - со смешанной российской. Во второй половине 2008 года на малых предприятиях работали 8,3 миллиона человек, в том числе на постоянной основе - 6,2 миллиона.
Сложившаяся за последние 3 года отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания (43% от общего количества малых предприятий), строительство и промышленность (32%).

Почти половина работавших на малых предприятиях трудилась в промышленности и строительстве (49%), в треть - в торговле и общественном питании (30%). Численность индивидуальных предпринимателей, по данным Госналогслужбы России, с 2008 года выросла в 7 раз и на 1 июля 2010 года составила 3,5 млн. человек. С учетом временно занятых и членов семей бизнесменов 18 % населения России так или иначе связаны с малым бизнесом; 25-26 млн. человек частично или полностью существуют на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса.

По предварительным данным Госкомстата России в 2013 году по сравнению с 2008 годом среднесписочная численность работающих на малых предприятиях выросла на 3,3%, в том числе в промышленности - на 4,1%, сельском хозяйстве - на 1%, в науке и научном обслуживании - на 12,7%. Объем продукции, произведенной малыми предприятиями (в фактических ценах) увеличился на 31,8%, в том числе промышленной продукции - на 18,95%, транспорта и связи - на 45%. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) за этот период возросла на 8,3%, в том числе в промышленности -на 25,7%, строительстве- на 48%, транспорте и связи - на59,6%.

Исходя из этих показателей можно заключить, что малое предпринимательство переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности. Меняется отраслевая структура малого бизнеса в сторону увеличения промышленного производства. Таким образом, по оценке Госкомстата России, в 2012 году именно за счет расширения промышленного производства малыми и совместными предприятиями впервые в промышленности произошел рост производства на 0,8 %.
Для малого бизнеса характерно небольшое количество работников. На одно предприятие в среднем приходится 7 человек постоянно занятых, при этом наибольшее число - в строительстве (12человек), наименьшее - в науке и научном обслуживании (4 человека).

Малое предпринимательство создает ныне 10-12% ВВП (всероссийского валового продукта). На его долю приходится пятая часть подрядных строительных работ. В 2012 году малыми предприятиями оказано услуг и произведено продукции только по основному виду деятельности на сумму около 300 млрд. рублей или 7% от всего объема оказанных услуг и произведенной продукции страны.
Динамика малого бизнеса за несколько последних лет показывает, что сектор переходит от стартового этапа к этапу развития. Основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, активизация их производственной и инновационной деятельности. Непрерывно меняется отраслевая структура малого бизнеса в сторону увеличения промышленного производства.

В регионах России развитие малого бизнеса происходит неравномерно. По данным Госкомстата России треть общего количества малых предприятий сосредоточена в Центральном районе, при этом в Москве - 2 %, Санкт - Петербурге - 11%, Московской, Тюменской областях - по 4%, Краснодарском крае и Свердловской области - по 3%, по 2% - в Новосибирской, Ростовской, Самарской, Кемеровской, Нижегородской областях, Краснодарском крае, Республике Татарстан. В то же время в таких субъектах Российской Федерации, как Ингушская Республика, Республика Тыва, количество малых предприятий не превышает одной тысячи. Если в среднем в 2010 году по стране на 1000 человек приходилось 6 малых предприятий, то в Москве - 21 предприятие, в Санкт - Петербурге - 19,10 - в Тюменской области, 9 - в Республике Алтай. В Республике Дагестан на 1000 человек постоянно проживающего населения действовало лишь одно малое предприятие.

В регионах России наиболее высока доля частного сектора в республиках Адыгея (94,6%), Татарстан (94,4%), Ингушетия (97,4%), Тыва (96,7%), Хакасия (95,1%), в Ярославской области (94,5%).
Достаточно высок процент предприятий смешанной формы собственности в малом бизнесе республик Алтай (17,2%), Марий Эл (19,2%), Тверской (18,4%) и Белгородской (17%) областей.
Увеличился приток трудовых ресурсов в сферу малого бизнеса в Центральном районе. Это объективно связано с высоким уровнем развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры этого региона. В Центральном районе центрами притяжения работников малого бизнеса стали Москва (62% от среднесписочной численности постоянно занятых в малом бизнесе региона), Московская область (8 %), Владимирская, Тульская, Ярославская области (по 4%).

Малые предприятия успешнее адаптируются к условиям рынка. Если в целом по России, по данным Госкомстата России, 56% предприятий завершили 2012 год с убытками, то в малом бизнесе таких предприятий было всего 20%.
Отраслевая структура малого бизнеса, показатели общей экономической активности и развития малого бизнеса значительно отличаются в разных регионах. Особенности развития малого бизнеса в последние годы определяются сочетанием политических, экономических и социальных факторов, которые не стимулируют развитие малого бизнеса.
В то же время значительная часть зарегистрированных малых предприятий по-прежнему так и не начинает действовать. Продолжает уменьшаться размер малых предприятий (средняя численность работников одного предприятия) во всех отраслях.

Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.
Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.
Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

0
Ваша оценка: Пусто