Особенности общественного обсуждения закупок

Родионова Виктория Александровна,
ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия»

 

Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена необходимость проведения обязательного общественного обсуждения закупок.

Данное понятие не является принципиально новым в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. В рамках реализации положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в августе 2012 года была предусмотрена необходимость проведения общественного обсуждения закупок на сумму свыше 1 млрд. рублей. Порядок общественного обсуждения закупок, направленный органам власти письмом правительства от 2 августа 2012 года № АД-П13-4450, не являлся нормативно-правовым актом, обязательным для исполнения всеми заказчиками. Исполнение данного документа не контролировалось, меры ответственности за нарушение порядка общественного обсуждения не были предусмотрены. Поэтому многие заказчики данную норму игнорировали. Однако, многие субъекты Российской Федерации разработали и утвердили нормативные правовые акты, регламентирующие случаи и порядок проведения общественного обсуждения, предусмотрев более низкое пороговое значение начальной (максимальной) цены контракта, в случае превышения которого необходимо проводить общественное обсуждение закупок осуществляемых за счет средств соответствующих субъектов. Таким образом, к настоящему моменту заказчики уже имеют опыт взаимодействия с общественностью по вопросам размещения заказа. А нормы Закона № 44-ФЗ разрабатывались уже с учетом вышеназванного опыта.

Ч. 1 ст. 20 Закона № 44-ФЗ установлено, что случаи проведения общественного обсуждения закупок, а также порядок проведения обсуждения будет определен Правительством Российской Федерации. Правом устанавливать дополнительные случаи обязательного общественного обсуждения закупок для муниципальных нужд и порядок проведения такого обсуждения наделены и органы местного самоуправления.

Со дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ проведение общественного обсуждения закупок будет носить обязательный характер, что закреплено ч. 4 ст. 20 Закона № 44-ФЗ, а именно закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения. Кроме того, Законом № 44-ФЗ расширены возможности проведения общественного обсуждения, и, начиная с этапа планирования закупки, будут обсуждаться общественностью. Согласно ч. 1 ст. 20 Закона № 44-ФЗ обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком, т.е. не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок.

Тогда как в рамках размещения заказа в соответствии с Законом № 94-ФЗ общественное обсуждение начинается со дня размещения извещения о проведении торгов, и первый этап такого обсуждения заканчивается не позднее чем за 15 дней до даты окончания приема заявок на участие в торгах. Такие сроки, безусловно, не позволяли детально проанализировать и оценить закупку как таковую.

В рамках Закона № 44-ФЗ общественное обсуждение закупок может начаться, по сути, за три года (с момента размещения в ЕИС плана закупок) до начала проведения самой процедуры закупки. При этом обсуждаться будут не только планы закупок, но и планы-графики, а также извещения и документация о проведении закупок. При этом по результатам проведения общественного обсуждения заказчики в случае необходимости должны будут внести изменения в соответствующие планы закупок, планы-графики, извещения и документацию о закупке, кроме того, отдельные закупки могут быть признаны нецелесообразными и отменены.

Обязательное общественное обсуждение будет проводиться на предмет соблюдения заказчиками (уполномоченными органами) соответствия закупок:

1) достижению целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ, государственными программами субъектов РФ (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами;

2) решениям, поручениям, указаниям Президента РФ, решениям, поручениям Правительства РФ, законам субъектов РФ, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальным правовым актам;

3) исполнению международных обязательств РФ, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ;

4) выполнению функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

5) требованиям нормирования в сфере закупок;

6) приоритету обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет инновационной и высокотехнологичной продукции;

7) требованиям законодательства РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

Проектом предусмотрено проведение общественного обсуждения в три этапа:

1. Первый этап обязательного общественного обсуждения предполагает обсуждение в рамках планирования закупок. По завершении первого этапа заказчик формирует промежуточный протокол первого этапа обязательного общественного обсуждения, который размещает на официальном сайте. Срок проведения первого этапа не менее 30 дней с момента размещения информации на форуме.

2. Второй этап обязательного общественного обсуждения предусматривает проведение заказчиком очных публичных слушаний по обсуждению планов-графиков закупок с учетом результатов первого этапа данного обсуждения. По завершении второго этапа заказчик формирует протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения, который размещает на официальном сайте и направляет в ФАС России. Срок проведения второго этапа не менее 30 дней с момента размещения плана-графика на официальном сайте.

3. Третий этап обязательного общественного обсуждения предусматривает обсуждение извещения и документации о закупке с момента размещения их заказчиком на официальном сайте с учетом результатов, полученных на втором этапе обсуждения. По завершении третьего этапа обязательного общественного обсуждения заказчиком формируется и размещается на официальном сайте итоговый протокол обязательного общественного обсуждения, который включает протоколы первого и второго этапов обсуждения. Итоговый протокол направляется в ФАС России для анализа содержащейся в нем информации. Срок проведения третьего этапа не менее 10 дней с момента размещения извещения о проведении закупки на официальном сайте. Пока вышеупомянутый проект приказа о порядке проведения общественного обсуждения закупок не утвержден. С 2016 года случаи и порядок проведения общественного обсуждения закупок будут регламентированы, как уже упоминалось ранее, Правительством РФ и, возможно, будут разработаны с учетом практики проведения обсуждений в 2014 и 2015 годах.

0
Ваша оценка: Пусто