Особенности формирования стратегии малого бизнеса

Лисин В.В.,
ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия»
Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры управления качеством и сервиса Авадэни Ю.И.

 

Значимость стратегического менеджмента в науке и практике увеличивается с каждым годом. Рассмотрим этот вопрос с позиции небольших фирм и предприятий. Создание стратегии малого бизнеса – крайне важная задача, которая во многом основывается на прогнозировании влияния постоянно меняющихся внешних факторов. В соответствии с влиянием на бизнес внешних факторов первоначальная стратегия может требовать внесения изменений. Если это игнорировать, то предприятие (фирма) может начать терять свои позиции.

Важной характеристикой любой стратегии является то, на какой период времени она рассчитана. В начальный период перехода экономики в России использовались почти только краткосрочные стратегии, период которых составлял около 1 года. Это вполне разумно при условии многочисленных изменений экономики государства. Сейчас, когда положение малого бизнеса более-менее стабильно, применяются более длительные стратегии, рассчитанные на несколько лет.

Обычно формирование стратеги небольшой фирмы – это прерогатива предпринимателя (владельца). В таком случае весь процесс по разработке стратегии значительно упрощается, ввиду снижения временных и финансовых затрат. В условиях малого бизнеса упрощение разработки стратегии практически не сказывается на качестве итогового результата. Основными компонентами такой стратегии являются начальная оценка состояния бизнеса, влияние внешних факторов, определение целей.
На специфику разработки стратегии для небольших предприятий влияют сами особенности малого бизнеса:

  1. Единство менеджмента, ввиду единства собственности. Все стороны стратегии, обычно, прорабатываются руководителем компании.
  2. Малое количество собственником подразумевает отсутствие существенных выплат дивидендов. А, значит, часть прибыли может идти на развитие бизнеса.
  3. Единство менеджмента также способствует быстрому реагированию на меняющиеся условия рынка и более тесному взаимодействию бизнес-команды, направленному на достижение целей компании.
  4. Приблизительная жизнь мелких предприятий – 3-5 лет. Потом уже должно приниматься решение о целесообразности перехода малого бизнеса в разряд среднего. Эта особенность непосредственно влияет на период стратегии.
  5. Малый бизнес является неконкурентноспособным по отношению к более крупным компаниям. Поэтому небольшие предприятия нацелены на сравнительно малые сегменты рынка. И в этом случаем процесс формирования стратегии упрощается.
  6. Зачастую малые компании находятся в зависимости от более крупных. Например, нахождение в собственности крупных компаний оборудования, земли, используемых малым бизнесом.

Итак, пользуясь вышеперечисленными особенностями, выделим специфичные способы формирования стратегий предприятий малого бизнеса:

  1. Определение цели и стратегии – задача руководителя, интересы которого совпадают с интересами фирмы. Этот момент является особенно значимым, ведь опыт и знания менеджера будут играть одну из ключевых ролей во всей бизнес-кампании.
  2. Условие действия малого предприятия только в рамках небольшого рыночного сегмента позволяет направлять все инвестиции в один единственный (преимущественно) вид деятельности компании.
  3. Разработка стратегии с учётом ориентирования на индивидуальные особенности выбранного сегмента (например, регионального), а также с учётом возможности поставки продукции более крупным компаниям. В таком случае рынок сбыта будет более стабильным.
  4. Активное внедрение бизнес-идей и последующая возможность становление среднего бизнеса. Такие варианты тоже предусматриваются заранее.

В статье описаны особенности малого бизнеса, которые и влекут за собой специфические черты формирования стратегий подобных предприятий.

0
Ваша оценка: Пусто