Особенности антикризисного управления региональной экономикой

Ионина Маргарита Борисовна,
доцент кафедры менеджмента, к.э.н., ЧОУ ВО «Омская юридическая академия», г.Омск

 

В условиях нестабильной экономической ситуации в России в системе государственного управления региональной экономикой усиливается значение государственного антикризисного управления. Государственная стратегия антикризисного управления региональной экономикой является основой для разработки и принятия региональных антикризисных программ, определяющих систему мероприятий  по выводу региона из кризисного состояния. Цель антикризисного управления региональной экономикой состоит не только в устранении последствий кризисных явлений, а в большей мере – в их предупреждении и предотвращении. В первую очередь, методы антикризисного регулирования применяются в отношении регионов, в которых отмечаются устойчивые кризисные явления в социально-экономическом развитии.

Антикризисное управления региональным развитием экономики имеет свои особенности. Специфика антикризисного управления региональной  экономикой обусловлена несинхронностью проявления последствий кризиса и неоднозначностью реакции экономики регионов па кризисные процессы. Эта несинхронность связана с значительными диспропорциями в уровнях социально-экономического развития регионов России.
Кроме того, в составе РФ есть регионы, экономика которых носит кризисный характер даже в условиях относительной стабильности экономической ситуации в стране. При антикризисном управлении экономикой  такими территориями целесообразно использовать эффективные  антикризисные механизмы. Для этого необходимо четко определить критерии выделения кризисных регионов. Наряду с регионами, кризисное состояние которых определяется социально-экономическими причинами, к кризисным территориям  могут быть отнесены регионы, где произошли значительные по масштабу аварии или катастрофы природного или техногенного характера. Кризисными признаются также регионы, находящиеся в зонах вооруженных конфликтов и политической нестабильности.

Антикризисное управление территориями осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
На федеральном уровне антикризисное управление направлено  в основном на поддержание социальной стабильности в регионах, на сокращение территориальных диспропорций в уровне социально-экономического развития территорий. Государственная (федеральная) антикризисная политика осуществляется через механизмы перераспределения бюджетных ресурсов по адресным направлениям. Это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотации по обеспечению сбалансированности бюджетов и бюджетные кредиты и пр. Бюджетные средства, поступающие в регионы, направляются главным образом на поддержание занятости населения, жилищное строительство, медицинское обслуживание. Роль межбюджетных трансфертов в региональной экономике субъектов РФ очень значительна.

Так, количество регионов, получивших дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований в 2014 г., составило более 60, а дотациями на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов были охвачены практически все субъекты РФ.

Подобные антикризисные мероприятия направлены,  в основном, на преодоление последствий кризиса, однако в значительно большей степени необходима государственная поддержка региональных институтов социально-экономического развития, способствующая устранению именно причин кризисных явлений.

В соответствии с Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации на ближайшие годы антикризисное управление на региональном уровне представляет собой единую систему мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета, а так же реализуемых субъектами РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.  Основными целями системы антикризисных программ, принимаемых на региональном уровне, являются:

  • обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов с целью исполнения обязательств перед гражданами, выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, и пр.;
  • содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест.

 Конечной целью антикризисного управления региональным развитием экономики является повышение уровня  и качества жизни населения региона, основанное на поддержке системообразующих отраслей и производств и стимулировании экономического роста.

Анализируя  региональные антикризисные меры, принимаемые после кризиса 2008 г. видно, что практически все регионы предприняли усилия по оптимизации бюджетных расходов.  Это отказ от "необязательных" капитальных вложений, отказ от пополнения доходной базы бюджета субъекта РФ за счет снижения доходной базы местных бюджетов. Антикризисная политика региональных властей была сосредоточена на реализации программ содействия занятости населения, активизации социальной поддержки безработных граждан, поддержке реального сектора экономики путем создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства. Более половины регионов снизили дифференцированные налоговые ставки для малого бизнеса.

В целях реализации антикризисных мер, направленных на оздоровление экономической ситуации, активно осуществлялась, например, поддержка строительной отрасли путем предоставления регионам средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. В период с 2008 по 2014 г. на реализацию региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также переселению граждан из аварийного жилого фонда было выделено более 240 млрд рублей для более 80 регионов.

Одновременно с этим субъекты РФ разрабатывали систему мероприятий, направленных на поддержку реального сектора экономики с учетом региональных особенностей.
Можно выделить следующие фазы антикризисного управления:

  • предвидение
  • предупреждение
  • ликвидация последствий
  • устранение причин

В Российском антикризисном управлении региональной экономикой наибольшая управленческая активность направлена на "ликвидацию или смягчение последствий" кризисов. И это характерно  как для экономических, так и для чрезвычайных ситуаций. Переориентация антикризисного управления региональной экономикой на предвидение кризисных ситуаций потребует перехода к сбалансированной структуре региональной экономики, роста ее инновационного потенциала. Так, например, в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) на период до 2030 года заложены меры по активной диверсификации его хозяйства, направленные на повышение удельного веса отраслей обрабатывающей промышленности. Таким способом регион пытается предупредить возможный кризис, связанный с истощением его природных ресурсов.
Еще один активно используемый сегодня инструмент антикризисного управления региональной экономикой – это  создание в регионах резервных финансовых фондов с целью проведения антикризисной бюджетной политики на местах. Возможность формирования таких фондов в субъектах РФ предусмотрена Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 310-ΦЗ. Эти фонды предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ в случае недостаточности доходов регионального бюджета для финансового обеспечения расходных обязательств.

Порядок формирования и использования средств фонда устанавливается законом субъекта РФ. Предполагается, что эти средства должны направляться на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Источниками создания фондов могут служить неналоговые доходы от приватизации государственной собственности или поступления по налогу на прибыль организаций. Резервные фонды должны обеспечивать стабильность расходной части бюджета, защищая ее от колебаний общего объема доходов вне зависимости от того, какими причинами эти колебания вызваны.

Региональная поддержка малого и среднего бизнеса также еще одна мера антикризисного управления регионами. Практически во всех субъектах РФ сформированы программы по поддержке предпринимательства.
Кризисные явления в региональной экономике проявляются и на муниципальном уровне. Финансирование муниципальных образований в рамках антикризисных программ стало осуществляться через систему межбюджетных трансфертов, что повысило зависимость муниципальных образований от региональных властей.

Основные мероприятия антикризисных программ муниципальных образований осуществляются по нескольким ключевым направлениям. Это административно-управленческие меры, которые  включают в себя разработку программ антикризисного развития, мониторинг ключевых показателей состояния экономики муниципальных образований. Достаточно эффективны муниципальные антикризисные мероприятия, направленные на поддержку реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса. Это создание технопарков, предоставление в аренду муниципального имущества на льготных условиях и содействие переходу малого бизнеса на режим упрощенной системы налогообложения. Сюда же можно отнести мероприятия по стимулированию развития личных подсобных хозяйств, созданию условий для производства и реализации сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах. Важную роль в муниципальных антикризисных программах играют меры по реализации инвестиционных проектов с привлечением средств бюджета и средств частных инвесторов. Оптимизация расходов муниципального образования предусматривает стандартизацию и регламентацию муниципальных услуг, использование муниципального заказа и прозрачность расходов бюджета. Одним из основных способов сокращения расходов бюджетов (в том числе и муниципальных) рассматривается  реструктуризация сети бюджетных учреждений и перевод их в категорию автономных.

К антикризисным мерам можно отнести так же предложения по административно-территориальной реформе, предусматривающей укрупнение муниципальных образований.  Это позволит упростить выполнение полномочий по коммунальным и социальным услугам в результате концентрации финансовых усилий.

Таким образом, в соответствии с кругом полномочий муниципалитетов, предусмотренных Законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы муниципальной власти играют важную роль в проведении антикризисной региональной политики. Наиболее актуальным направлением является участие органов муниципальной власти в программах после кризисного восстановления социально-экономического развития территорий за счет собственных инициатив и проектов. Муниципальным образованиям необходимо проводить более эффективную муниципальную экономическую политику, включая разработку комплексных стратегических планов развития, муниципальных инвестиционных целевых программ.

Антикризисные региональные программы сильно дифференцированы и во многом зависят от уровня социально-экономического развития региона. Поэтому региональное антикризисное управление должно включать все основные структурные элементы: кризис менеджмент, риск-менеджмент, стратегическое управление, программно-целевое управление, реинжиниринг и реструктуризацию. Это потребуют совершенствования законодательной и нормативной базы РФ для повышения возможностей предупреждать и эффективно регулировать кризисные процессы. Важно сместить акценты на фазу предвидения и предупреждения кризисов и использовать современные технологии антикризисного управления, позволяющие обеспечить устойчивость российской экономики.

0
Ваша оценка: Пусто