Богачев Виктор Сергеевич,
Омская юридическая академия, г. Омск
Эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его на основании проведенных исследований с учетом их результатов.
Однако так, как эксперт является человеком ему свойственно допускать ошибки. В то же время ошибки, допущенные экспертом в процессе производства экспертизы и подготовки заключения по ее результатам, могут сделать это доказательство ничтожным.
По своей природе экспертные ошибки можно разделить на три вида:
- процессуальные ошибки;
- познавательные ошибки;
- операционные ошибки.
Основанием определяющими экспертную ошибку, как процессуальную, являются:
- эксперт вышел за пределы компетенции;
- выражение экспертом инициативы, которая не предусмотрена законом;
- эксперт обосновал выводы материалами дела, а не результатами исследования;
- эксперт самостоятельно собирал материалы и объекты экспертизы;
- создание судебно-экспертных актов с заинтересованными лицами;
- несоблюдение по незнанию процессуальных требований к заключению эксперта;
- принятие поручения на производство экспертизы и материалов от неуполномоченных лиц и многие другие случаи. [1]
Гносеологические (познавательные) ошибки. Такие ошибки связаны с сложным интеллектуальным исследованием, которое строится с учетом законов логики и определенных правил. Они подразделяются на логические и фактические.
Логические ошибки возникают по причине нарушения экспертом законов и правил логики и не правильным применением логических приёмов и операций. Такие ошибки обычно связаны с различными логическими операциями и видами умозаключений. Так выделяются ошибки: в делении понятий, их определении; ошибки в индуктивных и дедуктивных выводах и умозаключениях и другие.
Примерами логических ошибок, часто встречаемых в экспертных заключениях могут послужить следующие случаи:
- вывод не содержит логического следствия осуществляемого исследования;
- отсутствует последовательность экспертного исследования;
- по одному и тому же предмету даны противоречивые выводы экспертов;
- заключение содержит противоречивый взгляд на поставленные вопросы;
- недостаточная мотивированность предоставленных выводов.
Фактические ошибки. Такие ошибки напрямую связаны с проведением экспертом процедур и операций связанных с исследованием. Например, нарушение последовательности процедур проводимого исследования; неправильное использование средств исследования или использовании непригодных средств; получении некачественного сравнительного материала и т.д. Часто такие ошибки связаны с профессиональной компетенцией эксперта и могут быть выявлены, как правило, только лицами, обладающими соответствующими специальными знаниями. [2]
Основополагающие причины экспертных ошибок.
Директор Института судебных экспертиз, заведующая кафедрой судебных экспертиз МГЮА имени О.Е. Кутафина профессор Россинская Е.Р выделяет следующие классы причин экспертных ошибок: объективные, то есть не зависящими от эксперта как субъекта экспертного исследования, и субъективные.
К объективной природе относит:
- отсутствие разработанной и апробированной методики;
- несовершенство используемой экспертной методики;
- применение ошибочно рекомендованных методов;
- применение методов, находящихся в стадии экспериментальной разработки;
- применение неисправного оборудования;
- использование методов и приборов, не обладающих достаточной чувствительностью или разрешающей способностью;
К субъективным причинам экспертных ошибок относится прежде всего профессиональная некомпетентность эксперта:
- незнание современных экспертных методик;
- неумение применять современные экспертные технологии, оптимальные для данной экспертной ситуации, отсутствие навыков работы с аппаратурой, техническими средствами, компьютерными средствами и системами;
- неправильная оценка идентификационной значимости признаков, результатов, полученных другими членами комиссии при производстве комплексной экспертизы, и т.д.
Субъективными ошибками являются неполнота исследования, его односторонность, которая может выражаться:
- в неполном выявлении существенных признаков объекта;
- в использовании не всех известных эксперту методов исследования;
- в игнорировании тех или иных свойств объектов или их взаимозависимости;
- в пренебрежении правилами и условиями применения методик экспертного исследования и технических средств.
Субъективными ошибками являются и профессиональные упущения эксперта: небрежность, неаккуратность, невнимательность, поверхностное производство исследования.
Ошибки субъективного характера могут быть связаны с определенными чертами личности эксперта:
- дефекты или недостаточная острота органов чувств эксперта: зрения, слуха и т.д.;
- неординарное психологическое состояние эксперта или его измененное сознание, например, вследствие болезни, переутомления, стресса, тревоги, эмоционального или психического напряжения, поспешности;
- характерологические свойства личности эксперта (неуверенность в своих знаниях, повышенная внушаемость, мнительность, конформизм или, наоборот, излишняя самоуверенность, амбициозность, пренебрежение мнением коллег) [3]
Причина ошибочности экспертного заключения может быть не только в допущенных экспертом ошибках. Экспертное исследование может быть выполнено безупречно, сделанные выводы полностью соответствуют полученным результатам. Но если исходные данные были ошибочными или исследуемые объекты не имели отношения к делу, были фальсифицированы, то и заключение эксперта в аспекте установления истины по делу окажется ошибочным. Однако в этом случае нельзя говорить об экспертной ошибке, поскольку причиной ошибочного заключения является ошибка субъекта, назначившего экспертизу, либо его умышленно неправильные действия, правонарушения. [4]
Возможности предупреждения экспертных ошибок во многом зависят от специфики того или иного рода или вида судебной экспертизы. И хотелось сделать вывод и выделить следующие подходы к решению данных ошибок:
В общем виде можно выделить следующие подходы:
- полноценность, доброкачественность, полнота и достаточность представляемых на экспертизу объектов и материалов;
- совершенствование методов и средств экспертного исследования, внедрение в экспертную практику современных высокотехнологичных и компьютеризированных методов исследования объектов экспертизы, активное развитие информационного обеспечения экспертной деятельности;
- профессиональная подготовка квалифицированных экспертных кадров, подтверждение и повышение квалификации экспертов в рамках целевой профессиональной переподготовки;
- контроль за качеством экспертных исследований, включая взаимное и внешнее контрольное рецензирование экспертных заключений с привлечением независимых специалистов. [5, стр. 5,6]
Экспертное заключение играет важную роль в «процессе». Эксперт решая сложные задачи и отвечая на поставленные судом вопросы несёт ответственность за содержание своего заключения, поэтому профессионализм данных специалистов возможно поддерживать выделенными выше подходами.
Список литературы:
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам".
- Россинская Е.Р. Еще раз о проблеме комплексности в судебной экспертизе // Воронежские криминалистические чтения. 2010. Вып. 12.
- Е. Р. Россинская, Е. И. Галяшина, А. М. Зинин. Теория судебной экспертизы. Учебник. М.: Норма, 2009.
- Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи. Судебная экспертиза. М., 2010.
- Судебная экспертиза: типичные ошибки / Е.И. Галяшина, В.В. Голикова, Е.Н. Дмитриев и др.; под ред. Е.Р. Россинской. М.: Проспект, 2012