Опрос общественного мнения как средство агитации

Чаунин Антон Витальевич
Омская Юридическая Академия

 

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г.№ 67-ФЗ определяет предвыборную агитацию как деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) (п. 4 ст. 2). Предвыборная агитация является одним из способов реализации важнейших прав и свобод граждан вытекающая из фундаментальных основ конституционного строя. Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, что является основой равенства прав и свобод граждан, в том числе на агитацию: принцип свободы выбора ст. 3 Конституция РФ (далее – КРФ), принцип политического и идеологического плюрализма (ч. 1-3 ст. 13 КРФ), право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (ч.4 ст. 29 КРФ), свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29 КРФ) и некоторые другие.

Особым средством агитации я считаю информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». А именно проводимые опросы общественного мнения в нем. Ни законодательство о выборах, ни соответствующая судебная практика не закрепляют определения понятия «опрос общественного мнения», а лишь рассматривает его как разновидность информирования граждан. И на сколько это будет правильным в складывающемся в настоящее время развитии интернета, когда его влияние на электоральное поведение становится все более ощутимо. Правильное понимание того, что входит в понятие «опрос общественного мнения», значимо для правоприменительной практики, в том числе для рассмотрения вопроса о привлечения к ответственности нарушителей и восстановления правопорядка Я предлагаю свое определение общественного опроса мнения. Общественный опрос мнения – проведении, сбор, подсчет, опубликование количественных показателей результатов ответа со слов опрашиваемого на соответствующие вопросы, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», газетах, СМИ и иных источников. 

Кроме того, если мы обратимся к зарубежному законодательству (США, Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Франция, Турция, Италия) ни одно из них так же не дает определения «общественный опрос мнения» Российское и Зарубежное законодательство схожи между собой по установлению сроков обнародования опросов общественного мнения, от трех дней (Чехия), либо до пяти дней (Беларусь), либо до пятнадцати (Италия). Ответственности за не соблюдения норм закона в действительности нет. И это является одной из проблем действующего законодательства.

Смоделируем ситуацию. Обнародованы результаты опроса общественного мнения, цель которого выяснить, какой процент избирателей примут участие в голосовании. В действительности данный опрос не проводился, а был создан владельцем сайта, согласно которому 80,14% проголосовавших выбрали вариант «не буду принимать участие». Пользователи данного интернет ресурса, где была выложена статистика, глядя на такое соотношение, решили тоже не принимать участие. По причине дезинформации избирателей явка будет низкой, что дает возможность фальсификации итогов выборов и признание такой власти нелегитимной. И здесь главное дифференцировать ответственность владельцев источников, на котором размещен опрос общественного мнения исходя из целевой аудитории, количества просмотров и посещаемости из определенного субъекта или муниципального образования, на котором будут проводиться выборы. Таким количеством я считаю более 25% от числа жителей обладающих избирательным правом соответствующего субъекта или муниципального образования, на котором проводятся выборы. Именно для них необходимо установить ответственность. Ведь привлекать к ответственности владельца источника, количество аудитории которой составляет меньше 25% определенного субъекта или муниципального образования, на котором  проводятся выборы – нецелесообразно. Влияние на исход выборов в таком случае будет не столь значительным.

Соблюдение запрета, содержащегося в ч. 3 ст.46 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г.№ 67-ФЗ, по крайней мере, в отношении сети Интернет, в условиях действующего законодательства обеспечить практически невозможно. Поэтому нужно дополнить КоАП РФ статьей, устанавливающей административную ответственность за нарушение порядка опубликования опросов общественного мнения. К примеру, обнародование результатов опроса общественного мнения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно в любом интернет-источнике аудитория, которого составляет более 25% жителей обладающих избирательным правом  субъекта или муниципального образования, на котором проходят выборы без представленного факта, свидетельствующего о проводимости опроса подлежит удалению в течение одного дня с момента обнародования.

Список литературы

  1. Законодательный декрет № 100 от 4 августа 2011 г. «Закон о политических партиях» Италии
  2. Закон  от 27 сентября 1995 г. «О выборах в парламент Чешской Республики»
  3. Избирательный кодекс республики Беларусь 11 февраля 2000 г. № 370-З
  4. "Конституция Российской Федерации"
  5. " Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ
0
Ваша оценка: Пусто