Майков Сергей Андреевич,
ЧОУ ВО «Омская юридическая академия», г. Омск
Запрос предложений представляет собой такой способ определения поставщика (поставка товара), исполнителя (оказание услуг) или подрядчика (выполнение работ), когда информация о закупаемом товаре, услуге или же работе размещается лицом, осуществляющим закупку (заказчиком) в свободном доступе в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) посредством публикации извещения, документации и проекта контракта и победителем такой закупки признается тот, кто направил заказчику окончательное предложение, наилучшим образом соответствующее установленным заказчиком критериям оценки объекта закупки.
В форме запроса предложений провести закупку заказчик может лишь в строго определенных случаях. Такими случаями могут являться:
1) признание повторного конкурса несостоявшимся по определенным основаниям (например, тогда, когда на участие в таком конкурсе не было подано ни одной заявки или комиссией были отклонены все заявки);
2) признание электронного аукциона не состоявшимся по определенным основаниям (например, при неподаче ни одной заявки на участие в такой закупке или когда комиссия приняла решение о том, что все вторые части заявок не соответствуют установленным требованиям);
3) необходимость закупки товаров, работ, услуг, составляющих неисполненную часть контракта, который был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта;
4) необходимость закупки товаров и услуг, прямо указанных в Федеральном законе № 44-ФЗ (например, специальной спортивной экипировки или лекарственных средств, которые назначаются по решению врачебной комиссии пациенту по жизненным показаниям или вследствие индивидуальной непереносимости) [4].
При проведении запроса предложений по основаниям, предусмотренными пунктами 1 и 2, указанными выше, заказчик не вправе изменить ни количественные, ни качественные характеристики закупаемого объекта, но вправе изменить начальную (максимальную) цену контракта, цену за единицу товара, услуги или работы, срок и порядок оплаты [1].
Осуществление закупки путем проведения запроса предложений имеет свои особенности. Во-первых, это отсутствие ограничений на объем средств, которые заказчик может расходовать на осуществление закупки данным способом, что отличает его от котировочных запросов и закупок у единственного поставщика. Во-вторых, это малый срок проведения запроса предложений. Так, например, извещение о проведении такой закупки публикуется в ЕИС не позднее чем за пять дней до даты ее проведения. В-третьих, единственным способом осуществления закупки, при котором у заказчика отсутствует возможность как внесения изменений в извещение и документацию об осуществлении закупки, так и возможность отмены закупки, является именно запрос предложений. Четвертая особенность выражается в возможности заказчика самостоятельно устанавливать как сами критерии, так и их величины, на основании которых будет производиться оценка заявок на участие в такой закупке [3, с. 56].
Как уже было указано выше, извещение о проведении запроса предложений должно быть размещено в ЕИС не позднее чем за пять дней до даты проведения такой закупки. Однако ни сама статья, регулирующая проведение запроса предложений, ни какая-либо другая норма Федерального закона № 44-ФЗ не позволяет ответить на вопросы: «Что считать датой проведения запроса предложений?» и «Будет ли эта дата совпадать с каким-либо другим этапом проведения запроса предложений или выделяться в отдельный?».
Между тем, от правильного определения даты проведения запроса предложений зависят все дальнейшие сроки проведения процедуры закупки, в том числе срок, в течение которого участники такой закупки могут направить заказчику окончательные предложения.
Следует отметить, что, например, применительно к электронному аукциону законодатель избежал подобной неопределенности, введя понятие «день проведения электронного аукциона», которое понимается как рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
Для ответов на поставленные выше вопросы следует разобраться с самим порядком проведения запроса предложений.
Процесс определения поставщика (подрядчика, исполнителя) вне зависимости от способа осуществления закупки начинается с размещения извещения о проведении закупки в ЕИС. Извещение, документацию о проведении запроса предложений и проект контракта необходимо разместить в ЕИС не позднее чем за 5 дней до даты его проведения. В течение указанного срока заказчик принимает заявки на участие в запросе предложений. После этого наступает срок вскрытия заявок, прекращается их прием. В этот же день производится оценка первоначальных предложений и оглашение лучших условий исполнения контракта. Далее, в течение 1 рабочего дня, участникам закупки предлагается направить их окончательные предложения. В случае, если такие предложения поданы, заказчик производит их оценку и опубликовывает протокол, содержащий сведения о победителе закупки. Заказчик заключает контракт не ранее через 7 дней и не позднее чем через 12 дней с даты подписания итогового протокола. На этом процесс определения поставщика (подрядчика, исполнителя) завершается.
Необходимо отметить, что С. И. Ожегов определяет слово «дата» как календарное время какого-нибудь события [2]. Исходя из данного определения, словосочетание «дата проведения запроса предложений» не может обозначать период времени, а должна обозначать конкретный календарный день.
Таким образом, получается, что извещение, документация о закупке и проект контракта публикуется в ЕИС не позднее чем за 5 дней до даты проведения запроса предложений, а участникам закупки предлагается направить окончательное предложение не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений.
Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что датой проведения запроса предложений будет день произведения оценки первоначальных предложений, оглашения лучших условий исполнения контракта, содержавшихся в таких предложениях. При этом законодатель указал, что вскрытие конвертов с окончательными предложениями осуществляется на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений. Таким образом, исходя из буквального толкования, можно сделать вывод, что оценка окончательных предложений, направленными участниками закупки заказчику, проводится «за датой проведения запроса предложений».
Список литературы
- Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 февраля 2015 года № Д28и-258 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 27 марта 2018 года).
- Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]: Толковый словарь Ожегова онлайн. URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=6013 (дата обращения 27 марта 2018 года).
- Чагин К.Г. Применение механизма переторжки при закупках по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ // Прогосзаказ.рф. - 2017. № 8. С. 55 - 66.
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 31 декабря 2017 года) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».