Ограничения экономических прав сотрудников полиции, как средство обеспечения прав граждан и законных интересов граждан

Мельников Максим Юрьевич,
Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул

 

Ст. 8 Основного Закона РФ устанавливает экономическую основу конституционного строя, определяет, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, равные признание и защита всех форм собственности.

Из данных принципов вытекают практически все экономические права личности: право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35); право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36); право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34); право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на безопасный труд и на вознаграждение за труд, индивидуальные и коллективные трудовые споры (ч. 3, 4 ст. 37) [2, С. 157].     Вместе с тем, в ряде случаев законодательство допускает ограничение экономических прав, особенно это актуально сегодня в отношении сотрудников правоохранительных органов.

Служба в органах внутренних дел является разновидностью государственной службы и ей присущи как общие черты и принципы трудового права, так и специфические, вытекающие из задач и функций органов внутренних дел. Наряду с общим правовым статусом сотрудники органов внутренних дел обладают специальным статусом, реализуемым в процессе своей профессиональной деятельности, именно поэтому к сотрудникам применяются экономические ограничения [3, С. 33].

Обеспечение экономических ограничений сотрудников ОВД  можно определить, как обусловленную объективной необходимостью деятельность уполномоченных субъектов, направленную на сужение возможностей пользования правами и свободами в экономической сфере с целью недопущения злоупотреблений, основанную на определенных принципах службы в правоохранительных органах и осуществляемую в соответствии с установленными целями и задачами.

По нашему мнению, ограничение экономических прав в отношении сотрудников ОВД преследует следующие задачи:

- борьба с коррупцией;

- устранение возможного конфликта интересов;

- предупреждение участия сотрудников полиции в рейдерских захватах;

- пресечение возможности вербовки или давления на сотрудника со стороны иностранных спецслужб;

- предупреждение случаев использования своего служебного положения во внеслужебных интересах.

- обеспечение эффективного функционирования ОВД.

Ограничения прав и свобод сотрудников полиции осуществляется тремя способами: установлением прямых запретов; исключение конкретного правомочия из содержания того или иного права; установление специального порядка реализации права [1, С. 25].

При этом, в отношении сотрудников полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные, в частности, следующими федеральными законами: от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»; от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,  от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а в частности:

  • запрет заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, если в соответствии с законодательством ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
  • запрет участвовать на платной основе в деятельности органа управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов  коммерческой или оной организации иначе как на основании федерального закона или международного договора РФ;
  • запрет владеть вкладами в иностранных банках, иностранными финансовыми инструментами, недвижимым имуществом за пределами РФ, запрет приобретать и самостоятельно распоряжаться российскими ценными бумагами;
  • запрет получать в связи с исполнением служебных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);
  • ограничения на работу по совместительству иначе как на основании разрешения руководителя органа внутренних дел и при условиях, что эта деятельность: будет являться педагогической, научной и иной творческой;  не приводит к возникновению конфликта интересов; не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел; не финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • запрет забастовок.

Очевидно, что в демократическом, правовом, социальном государстве юридическая цель таких ограничений состоит в установлении требуемого варианта поведения сотрудников правоохранительных органов, обеспечения лояльности, беспристрастности и объективности их деятельности, осуществления полномочий в строго определенных законом границах.

На сегодняшний день тема экономических ограничений в сфере труда, а также нарушения данных ограничений  сотрудниками является актуальной, так как все чаще выявляются факты, связанные с нарушением экономических ограничений и Алтайский край не является здесь исключением.

Часто становятся известно о том, что сотрудник осуществляет в различных формах предпринимательскую деятельность лично или через доверенное лицо, а так же факты получения дополнительных доходов сотрудниками, которые занимаются различными подработками, при этом находясь на службе в ОВД.   По факту выявления нарушения данных ограничений сотрудник ОВД подлежит серьезной дисциплинарной ответственности, хотя в тоже время обычный гражданин не рискует ничем, он наоборот реализует свои права.

В соответствии Законом о службе в ОВД за несоблюдение сотрудником запретов и ограничений на сотрудника может быть наложено дисциплинарное взыскание, а в отдельных случаях трудовой контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами.

На данный момент в ОВД основное внимание уделяется ответственности сотрудников нарушивших данные запреты, но минимальное уделяется профилактике. В рамках доклада мы предлагаем следующие меры по профилактике, как в целом по России, так и в Барнауле в частности:

1) Периодически в рамках служебной подготовки сотрудников нужно освещать тему экономических запретов;

2) Усилить контроль со стороны гражданского общества за сотрудниками ОВД. В случаях установления фактов нарушения сотрудником данных экономических ограничений, сообщаться непосредственному начальнику данного сотрудника в виде заявления.

3) Принимать сообщения по телефону доверия полиции об известных фактах нарушения экономических ограничений сотрудниками. На основании заявлений граждан должна проводиться служебная проверка в отношении данных сотрудников.

Проблему нарушений экономических ограничений сотрудников возможно решать и по-другому. Так как большинство сотрудников  нарушающих  данные ограничение делает это, потому, что находясь у власти, обладая некими полномочиями и кругом связей, пытается создать что-то, что сможет обеспечить им занятость и приносить доход выйдя на  пенсию. На этот случай мы предлагаем, дать возможность сотрудникам пройти курсы по ведению малого и среднего бизнеса. Тем самым сотрудник обеспечит себя  дополнительными знаниями, которые он сможет применить, выйдя на заслуженный отдых.

В целом же, необходимо делать из сотрудника ОВД не образ потенциального врага, загнанного в угол многочисленными запретами, а эффективного борца с преступностью, инструмент обеспечения построения правового государства и гражданского общества.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Брагина, А.Г., Морозов, Д.А., Прощалыгин, Р.А., Чесноков, А.А. Гражданско-правовые способы защиты чести и достоинства участкового уполномоченного полиции. Учебное пособие.  Барнаул, 2015. 39 с.
  2. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: Учебник / Под общ. ред. Ю.В. Анохина, В.Я. Кикотя.– М.: ЦОКР МВД России, 2010, 712 с.
  3. Чесноков, А.А. Экономические права граждан в Российской Федерации: учебное пособие / А.А. Чесноков. Барнаул, Барнаульский юридический институт МВД России, 2012. 64 с.
0
Ваша оценка: Пусто