Ограничение прав и свобод граждан с целью их охраны

Прожико Сергей Петрович
курсант 3 курса очного обучения юридического факультета ВЮИ ФСИН России

 

Вопрос ограничения прав и свобод человека и гражданина ради обеспечения национальной безопасности поднимается как на отечественном, так и на мировом уровне. Прежде всего, это связано с угрозами такого негативного явления, как терроризм. Анализируя изменения законодательства последних лет, можно выявить тенденцию все большего ограничения прав и свобод человека государством в целях обеспечения безопасности государства, охраны конституционного строя.

Необходимость ограничений прав и свобод человека и гражданина, а также расширение ограничительного воздействия признаётся многими исследователями в связи с «новыми глобальными угрозами человечеству, например, такими, как международный терроризм, международная организованная преступность, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и другие преступные посягательства [1]. Примерами проявления терроризма, на наш взгляд, являются теракт в Петербургском метрополитене в 2017 году, а также взрыв в холле здания РУФСБ по Архангельской области 31 октября 2018 года. Эти события ставят вопросы безопасности на первое место, что даёт повод государственным органам исполнительной власти, отвечающим за национальную и общественную безопасность контролировать частную сферу жизни граждан. Однако тут стоит отметить, что задача государства при обеспечении безопасности заключается не во вмешательстве в частную жизнь человека, а в его ответственности за защиту своего населения от массовых и грубых нарушений их прав и свобод.

Необходимость и возможность ограничений прав и свобод человека и гражданина закреплена во многих международных документах, так как данная мера воздействия является наиболее оптимальной для обеспечения безопасности. Так, в п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека закреплено: «ограничения прав и свобод могут вводиться, но только с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других; удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». А в положениях статьи 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года определено: «государство может устанавливать только такие ограничения конституционных прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе». В ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года закреплена возможность «ограничения законом права на свободное передвижение и выбор места жительства для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других». Также стоит отметить цели ограничения прав и свобод, предусмотренные статьями 8-10 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека и основных свобод 1950 года, такие как: «поддержание государственной и общественной безопасности или экономического благосостояния страны; предотвращение беспорядков или преступлений; охрана здоровья или нравственности населения; охрана территориальной целостности; защита репутации других лиц; предотвращение разглашения конфиденциальной информации; поддержание авторитета и беспристрастности судебных органов».

В ст. 55 Конституции РФ  закреплена возможность введения ограничений прав и свобод человека и гражданина. Императивные положения данной статьи предусматривают, что вводимые ограничения должны быть обусловлены целью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Интересно обратить внимание на следующее обстоятельство. В ст. 2 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Провозглашая права и свободы человека высшей ценностью, Конституция РФ, однако, закрепляет необходимость и возможность их ограничения, что свидетельствует о наличии некоторого конституционного противоречия. В то же время современные государства действительно рассматривают права и свободы человека как одну из основных ценностей, но не высших, как закреплено в Конституции РФ. Практически ни одна из конституций государств Европейского союза и других региональных организаций не содержит статьи, подобной ст. 2 Конституции РФ.

Рассмотрим ограничение прав в практическом применении со стороны государства. 6 июля 2016 г. был принят Федеральный закон № 374-ФЗ «О противодействии терроризму», положения которого связаны с установлением дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности. Данный закон устанавливает ряд новых обязанностей для операторов связи, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, таких как:

1. Информация о любом факте приема или передачи сообщений любых видов должна быть сохранена во внутренней базе данных поставщика услуг связи в течении трех лет. То же самое касается провайдеров сети «Интернет»;

2. операторы почтовой связи должны принимать меры противодействия преступным действиям, связанным с пересылкой запрещенных веществ и предметов.

Ранее закон допускал ограничение права тайны почтового отправления только по решению суда и при наличии информации, подтверждающей наличие в почтовом отправлении веществ и предметов, оборот которых контролируется государством. В связи с принятием нового закона все почтовые отправления должны быть просмотрены еще до отправления. Почта России в связи с этим предлагает вариант досмотра отправления сотрудником Почты России до упаковки предмета отправления в коробки, конверты и т.п. Данное требование не соответствует положению ст. 15 Федерального закона № 176-ФЗ «О почтовой связи», в котором содержится предписание о том, что тайна связи, включая осмотр вложений в почтовые отправления, может ограничиваться только на основании решения суда.

Следует отметить, что собирание и хранение сведений о частной жизни лица, является уголовно-наказуемым деянием согласно ст. 137 Уголовного кодекса РФ, так как это деяние признается нарушением конституционного права на неприкосновенность частной жизни. В защиту данного права был принят Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно которому «запрещена любая несанкционированная субъектом персональных данных или неразрешенная законом обработка таких данных, включая их собирание, запись, систематизацию, накопление, хранение и т.п.».

Таким образом, позиция законодателя заключается в том, что введенные нормы о записи всех сообщений, передаваемых по каналам связи, не посягают на конституционные права граждан, так как речь идет лишь о формировании баз данных, доступ к которым будет осуществляться только по решению суда. Однако фактически речь идет о таком ограничении прав, при котором все граждане лишаются гарантий тайны сведений о личной и семейной жизни. То есть, все граждане являются потенциальными подозреваемыми. Таким образом, информация о конкретном лице собирается, систематизируется и хранится в базах данных без какой-либо причинно-следственной связи этого лица с противоправным поведением.


Библиографический список

1. Ягофарова И.Д. Императивный характер положений ст. 55 Конституции РФ при установлении ограничений прав и свобод человека и гражданина в РФ. Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 1 (50). С. 64-72.

0
Ваша оценка: Пусто