Оценка качества активов и пассивов банка

Бутрина Ю.В.,
преподаватель кафедры «Банковского дела» Южно-Уральского государственного университета
, г. Челябинск,
Жамансарина А.К.,

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Коммерческие банки − универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвратности и платности, а также для осуществления многих других банковских операций.
На 1 января 2015 года в России насчитывалось около 834 коммерческих банков. Причем около 50% составляют небанковские организации, которые набирают популярность в последнее время.  С каждым годом число крупных банков сокращается. Основная причина, по которой банки не «выживают» на этом рынке, это банкротство. Неправильная политика привлечения и нерациональное размещение ресурсов с одной стороны  ведет к тому, что банку просто напросто нечем расплатиться со вкладчиками, с другой стороны приостановить выдачу кредита.

В условиях рыночной экономики деятельность банка должна быть «ювелирна»: малейшая неудовлетворенность потребителей незамедлительно ведет к оттоку ресурсов.
Благодаря всестороннему проникновению средств массовой информации банки имеют возможность показывать результаты своей деятельности потребителям, поэтому возрастает необходимость проведения оценки качества активов и пассивов банка, а также расчет рентабельности капитала.

Потребителю важно, что выбранный им банк надежен, платежеспособен и имеет высокую ликвидность. И к выбору банка он будет подходить серьезно.

От качества банковских активов зависят достаточность капитала и уровень принимаемых кредитных рисков, а от согласованности активов и пассивов по объемам и срокам - уровень принимаемых валютного и процентного рисков.

В условиях возрастающей конкуренции возникает необходимость оценки качества активов и пассивов банка с целью выявления убыточных зон и заблаговременного устранения возникших проблем.

Рассмотрим  показатели, характеризующие эффективность размещения денежных средств:

  1. Коэффициент работоспособности активов (ЕА) показывает, в какой мере банк использует имеющиеся у него активы, для получения дохода [1]:

  (1)

К активам, приносящим доход относятся:
─ межбанковские кредиты и депозиты;
─ кредиты клиентам и размещенные средства;
─ потребительские кредиты и долговые обязательства;
─ векселя, акции.

К чистым активам следует относить активы, за вычетом расчетов с филиалами, транзитных счетов бюджета, расходов будущих периодов, текущих расходов, убытков, использования прибыли и выкупленных собственных акций. Остатки на перечисленных счетах, особенно значительные, приводят к «раздуванию» валюты баланса.

Если коэффициент ниже нормативного, то банку необходимо увеличить объем размещения активов путем снижения процентных ставок по кредиту, как для физических, так и для юридических лиц либо разместить имеющие векселя и акции под более высокие процентные ставки. Снижение доли чистых активов можно произвести путем пересмотрения суммирующих показателей с целью выявление неработающих активов - наличности (касса, драгметаллы), а также неликвидных активов — основных средств и капиталовложений банка.

В случае превышения коэффициента необходимо снизить долю работающих активов путём ужесточения процентной политики, а именно увеличение процентных ставок, либо выбрать определенную категорию заемщиков, например на отчетный период остановить кредитование юридических лиц.

  1. Коэффициент кредитной активности (LE) показывает, какую кредитную политику проводит банк:

, (2)

В случае, когда объем кредитов нормируем на отношение чистых активов, кредитная политика банка агрессивна, если коэффициент кредитной активности превышает 0,6, оптимальна если  LE = 0,5 – 0,6 и консервативна, если LE менее 0,4.

В соответствии с этим банк подвержен разной степени риска. Данный параметр условен и зависит от специализации. Консервативная кредитная политика может быть не только следствием осторожности, но также и отсутствием достаточного количества надежных заемщиков.

Более безопасной является оптимальная кредитная политика, сопряженная с умеренным риском.

Объем выдаваемых кредитов регулируется процентными ставками, изменение клиентской базы прямо пропорционально изменению составляющих её статей.

  1. Коэффициент качества ссуд (QL) показывает состояние кредитного портфеля [2]:

, (3)

Если коэффициент ниже нормативного банку необходимо пересмотреть активы в целях увеличения резерва на покрытие просроченной задолженности, пересмотреть пункты договора с целью ужесточения мер по неплатежам, перестроить систему скоринга под актуальную экономическую ситуацию в стране (например, введение санкций может повлиять на платежеспособность как действующих, так и новых клиентов в результате безработицы),ужесточение лимитов по ссудам и срокам для определенных категорий заемщиков, выдача потребительских кредитов на определенную категорию товаров (приоритет кредитования бытовой техники, мебели перед сотовыми телефонами и ноутбуками), усиление системы безопасности в результате расширения сферы сотрудничества с другими бюро кредитных историй, найм более квалифицированных и опытных сотрудников системы безопасности, привлечение крупных предприятий для предоставления информации о своих сотрудниках и партнерах (например, заинтересовать эти предприятия индивидуальным выгодным предложением по кредитованию в обмен на информацию об общих клиентах).

Рассмотрим  показатели, характеризующие эффективность привлечения денежных средств:

1.Коэффициент клиентской базы (CBR) показывает долю клиентских пассивов банка, характеризуя независимость банка от «внешних» источников финансирования — межбанковских и бюджетных средств. В клиентскую базу не включены банковские займы и средства на корреспондентских счетах, как потенциально летучие [1]:

, (4)

Если уровень меньше 0,4, банк недостаточно развит. Банку необходимо увеличить клиентскую базу, путем увеличение ставок по депозитам с целью привлечения потока ресурсов клиентов. Переориентировать с депозитов до востребования на вклады на определенный максимальный срок, так как они более стабильны.
Если выше 0,7, то банк необходимо увеличить валюту баланса за счет других операций, главным образом на межбанковском рынке.

Помимо внутренних рычагов, необходимо и прибегать к внешними факторам воздействия на клиентов: реклама продуктов, повышение имиджа. Так как любая негативная информации о банке влечет за собой немедленный отток ресурсов из банка.

  1. Уровень внешнего финансирования (EFL):
  2.  

, (5)

Несоответствие  коэффициента нормативному EFL < – 0,2 говорит о избыточной активности банка на межбанковском рынке, что влечет за собой риск «невозврата» кредитов. В таком случае банку необходимо  увеличить ставку по кредиту в целях снижения «аппетита» заемщиков.

При обратной ситуации, когда коэффициент превышает 0,2 банку необходимо погасить полученные кредиты, в первую очередь «дорогие».

  1. Коэффициент покрытия (CR) показывает достаточность финансирования «длинных активов» за счет привлечения срочных пассивов [2]:

, (6)

Значение коэффициента меньше 1 говорит о  том, что ликвидные длинные активы не покрывают соответствующие пассивы и у банка возникнут проблемы с ликвидностью при оттоке ресурсов.

В целях недопущения подобной ситуации банку необходимо привлекать больше срочных, чем до востребования депозитов (на определенный срок).
Таким образом, банк сможет распределить свои ресурсы и сориентировать их по времени.
Ужесточить меры в случае несоблюдения сроков по вкладам.
Переориентировать клиентов на более долгий срок кредитования.

Для оценки эффективности прибыль банка соотносят с чистыми активами и капиталом:
Ресурсная база оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а, следовательно, и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят от размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке ссудных и депозитных ресурсов.

Отсюда возникает конкурентная борьба между банками за привлечение ресурсов.

Коммерческие банки должны уделять серьезное внимание привлечению ресурсов и для этого необходимо:
− разработать собственную уникальную депозитную политику;
− приоритетнее привлекать срочные вклады и депозиты, чем до восстребования;
− разнообразить виды вкладов;
− проводить эффективную процентную политику, не снижающую доходность банка и обеспечивающую определенную привлекательность для вкладчиков.
− предоставлять банковские гарантии клиентам в условиях нестабильной законодательной базы.

Безусловно, каждый банк должен идти в ногу со временем. Законодательная база, регулирующая деятельность банков нестабильна и меняется каждый день, например введение санкций, вынудило банки сократить объемы операций с валютой, теряя при этом часть прибыли, что заставило переориентироваться на основные операции. Количество участников экономики растет и деятельность их разнообразна, каждый вносит свою уникальность в российскую банковскую сферу, соответственно нормативы коэффициентов могут быть пересмотрены.

Необходимо учесть, что за последние 2 года ужесточен контроль деятельностью банков со стороны Центрального банка. Это еще одна причина, по которой банки обязаны пересматривать свои активы и пассивы, и регулярно проводить их оценку.

Рациональное распределение активов и пассивов обеспечит банку непрерывную деятельность, а точная оценка качества ресурсов поможет выявить потенциальные зоны риска.

0
Ваша оценка: Пусто