Обзор изменений законодательства о государственных и муниципальных закупках, в части планирования, вступивших в силу с 01 октября 2019 года

Крахмальная Валерия Сергеевна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

 

С 01 октября 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ), которые призваны существенно облегчить деятельность заказчиков по осуществлению государственных закупок.

На сегодняшний день у Заказчиков существует ряд процедурных моментов, которые снижают эффективность закупочного процесса и приводят к выполнению «двойной» работы. В качестве примера можно привести процедуру заполнения планов закупок и планов-графиков.  При формировании данных документов часть информации дублируется, а также заполняется в «ручном режиме» самостоятельно Заказчиками.

Ключевой момент, который призван сократить сроки осуществления закупки – это отмена планов закупок. Законодатель создает единый документ – план-график, который заказчики будут вести на протяжении финансового года и планового периода. Предполагается, что новый план-график будет содержать  минимум информации, позволяющей идентифицировать закупку.

В планы-графики будут включаться следующие сведения:

1) идентификационные коды закупок;

2) наименование объекта и (или) наименования объектов закупок;

3) объем финансового обеспечения для осуществления закупок;

4) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

5) информация об обязательном общественном обсуждении закупок;

6) иная информация, определенная порядком формирования, утверждения и изменения планов-графиков, который будет принят Правительством РФ.

В сравнении с информацией, которая указывалась до введения настоящей нормы, кажется очень оптимистичным объединение двух документов, которые, в сущности, дублируют друг друга.

Стоит отметить, что цель, в соответствии с которой создавались планы закупок и планы-графики, не оправдала себя. Поставщикам не интересен формат мониторинга процедур с помощью указанных инструментов, им важен принцип «здесь и сейчас», когда процедура объявлена и можно подать заявку на участие. Поставщики не желают выполнять двойную работу по поиску подходящих тендеров, используя планы закупок и планы-графики.

Сроки внесения изменений также существенно сократились, ранее этот срок составлял 10 дней, сейчас онсоставляет 1 день, указанные изменения в данной части вступили в силу с 01 июля 2019 года. 

На наш взгляд, сокращение сроков существенно снизило нагрузкуна Заказчиков, а также позволило ускорить процесс обработки поступающих заявок.  В качестве примера можно привести ситуацию, когда Заказчик внес в план закупок и план-график информацию о планируемой закупке, однако в связи с динамичностью законодательства и политической ситуации, ряд планируемых к поставке товаров был включен в список товаров, на которые распространяются условия допуска, запреты и ограничения в соответствии с Постановлениями Правительства, что в конечном итоге требует внести изменения в план закупок и план-график. Тем самым сроки осуществления закупки увеличиваются дополнительно на 10 дней, что затягивает процесс осуществления закупки.

По прошествии пяти месяцев со дня принятия указанной нормы со стороны Заказчиков были только положительные отзывы о внедрении указанных изменения, так как человеческий фактор при формировании планов-графиков на данный момент исключить невозможно, что также добавляло проблемных моментов в совокупности с большим объемом закупок и срочностью их осуществления.

Учитывая, что Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.01.2019 N 117-р)  предлагалось «объединение плана закупок и плана-графика закупок в единый электронный документ, предполагающий поэтапную (с момента доведения лимитов бюджетных обязательств до начала определения поставщика) детализацию содержащейся в нем информации о планируемых закупках, с формированием полноценного описания объекта закупки, проекта контракта, обоснованной начальной (максимальной) ценой («контрактное планирование») за 3 месяца до начала такой закупки», сокращение сроков планирования до 1 дня, на наш взгляд, является весьма удачным решением.

Подводя итог, считаем важным отметить необходимость комплексного диалога Законодателя, Заказчика и Поставщика (Подрядчика, Исполнителя) при осуществлении реформ в сфере контрактных отношений. Практика показала, что только таким образом можно повысить эффективность осуществления закупочных процедур, а также работу всех участников.


Список используемых источников:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013№44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
  2. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах»// Правовая справочно-информационная система «Гарант».
  3. Гурин О. Обзор изменений в Законе N 44-ФЗ // Прогосзаказ.рф. 2019. N 6. С. 6 - 27.
0
Ваша оценка: Пусто