Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров воздушного транспорта.

Скоробогатова Кристина Дмитриевна, Головина Людмила Александровна
ЧОУ ВО «Омский юридический университет»

 

Страховая деятельность в современном обществе все больше получает своего развития. Определяя правовую природу страхования, справедливо отметить, что страхование- это гражданско-правовые отношения по защите имущественных интересов физических лиц и организаций при наступлении определенных событий-страховых случаях-за счет денежных фондов, формируемых из выплачиваемых страховых взносов или страховых премий. В то же время страхование определяется как вид социальной деятельности, который конкурирует с иными формами социального обеспечения личности.

Законодательство о страховании определяется Гражданским кодексом РФ и специальными Федеральными законами об организации страхового дела. Нормы Гражданского кодекса РФ применяются в субсидиарном порядке. Правила страхования имеют регулятивное значение для конкретных страховых отношений. Они регламентируют общий порядок и условия осуществления страхования определенного вида, права и обязанности участников правоотношений, их юридическую ответственность.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что деятельность воздушных судов представляет собой самостоятельный вид экономической деятельности, имеющий особый порядок правового регулирования. Преимущества воздушного транспорта в первую очередь связаны с регулярной перевозкой пассажиров и грузов, а также в большом выборе маршрутов, которые зависят от сложной инфраструктуры авиационных линий. В настоящее время в связи с доступностью и удобством воздушных перевозок их количество возрастает, а это значит, что одновременно усиливается и государственный контроль за данным видом деятельности. Так было введено обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Введение ОСГОПП в Российской Федерации предусмотрено Федеральным законом от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который вступил в силу с 1 января 2013 г. Главной целью закона стало создание единых условий возмещения компенсации всем категориям пассажиров независимо от вида транспорта и перевозок. До принятия закона существовали проблемы: не всегда в полном объеме и своевременно авиакомпании осуществляли возмещение пассажиру вреда, причиненного ему в процессе перевозки. Объяснение этому служило, например, отсутствие у перевозчика достаточных средств для возмещения вреда. Законодатель, обеспечивая защиту жизни и здоровья граждан, считает, что принятый закон поможет стать механизмом гарантированной реализации норм гражданского законодательства в сфере ответственности перевозчика перед пассажирами. С развитием международных, экономических, в том числе торговых и промышленных отношений между государствами, объемы перевозок в большой степени возлагаются на воздушный транспорт, эта тенденция роста сохранится и в будущем. Воздушный транспорт по праву считается не самым безопасным, но быстрым видом транспорта. Увеличение воздушного транспорта неизбежно влечет за собой пропорциональное увеличение случаев причинения вреда жизни и здоровью гражданина, повреждения или утраты груза и багажа. Проанализировав статистику утраты и недостачи багажа, стоит сказать, что авиакомпании и аэропорты мирового уровня отмечают уменьшение количества неправильно обработанного багажа. Согласно отчёту SITA 2019 Bag IT Insights при применении технологии отслеживания багажа во время регистрации и погрузке его на борт риск потерь сокращается на 66%. Тем самым авиакомпании и аэропорты интенсивно внедряют подобные сервисы при регистрации, погрузке багажа в самолёт, трансферах и прибытии. За последние десять лет количество неправильно обработанного багажа остаётся на отметке 5,7 предметов багажа на 1000 пассажиров. В прошлом году было зарегистрировано более 4,27 миллиардов сумок. Из них 1,18 млн. были утеряны или украдены, 4,54 млн. — повреждены или вскрыты, 19,8 млн. — задержаны. Исследования показывают, что более 60% пассажиров отдают предпочтения в использовании мобильных устройств для отслеживания своих вещей и своевременного получения уведомлений о текущем состоянии багажа по прибытии.

Проблемы гражданской ответственности российских перевозчиков по договору воздушной перевозки приобрели особую насущность в сложной экономической ситуации, в которой воздушный транспорт претерпевал негативные последствия: постепенный износ воздушных средств, снижение государственного контроля за состоянием воздушных средств - эти и многие другие отрицательные факторы неизбежно ведут к росту трагических случаев при осуществлении перевозок.

Страховое обязательство возникает на основании договора о страховании. В соответствии с законодательством договор может быть заключен исключительно со страховой компанией, имеющей специальное разрешение, поскольку обладает специальной правоспособностью. Согласно закону страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта - это совокупность видов страхования, по договорам которых страховщики производят страховые выплаты, возмещающие ущерб, причиненный страхователями (застрахованными лицами) пассажирам, грузовладельцам или иным третьим лицам в связи с владением воздушными судами, их эксплуатацией или осуществлением воздушных перевозок.

При заключении договора должны быть отражены все существенные условия, которыми, как правило, являются: объект страхования, характер страхового случая, размер страховой суммы, срок действия договора. При отсутствии данных условий договор считается не заключенным. Пропущенное существенное условие может быть восполнено посредством заключения аддендума.

Страхование ответственности является самостоятельной сферой страховой деятельности. Ответственность перевозчика за причинение ущерба пассажирам предусмотрена в совокупности Гражданским кодексом РФ и Воздушным кодексом РФ, а при осуществлении международных перевозок определяется международными конвенциями и нормами законодательств тех государств, через которые осуществляется перевозка.

Закон выделяет виды страхования гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта такие, как:

1)страхование гражданской ответственности перевозчиков воздушным транспортом перед пассажирами;

2)страхование гражданской ответственности перевозчиков воздушным транспортом перед грузовладельцами;

3)страхование гражданской ответственности владельцев и эксплуатантов воздушных судов перед третьими лицами.

Так, по количеству выделяемых видов, можно говорить о сложной ответственности перевозчика.

Воздушный кодекс РФ устанавливает обязанность для российских владельцев воздушных судов, эксплуатантов и авиационных перевозчиков заключать указанные договоры страхования своей гражданской ответственности. В то же время закон предусматривает обязанность для эксплуатантов воздушных судов иностранных государств- для выполнения полетов в воздушном пространстве Российской Федерации договоры страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам на территории Российской Федерации.

Рассмотрев обзор судебной практики по делам, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчиков, можно прийти к выводу, что институт гражданской ответственности всё больше становиться популярнее, в связи с возрастанием причинение вреда жизни, здоровью и имуществу при использовании воздушного транспорта. Правовое регулирование данного института разнообразно, но требует ни мало поправок, в целях более точного регламентирования привлечения перевозчика к гражданской ответственности.

Объектом страхования гражданской ответственности преимущественно являются имущественные интересы страхователей (застрахованных лиц), которые связаны с их обязанностью возместить вред, причиненный пассажирам, грузовладельцам и иным третьим лицам в процессе перевозки.

В соответствии с Воздушным кодексом РФ при выполнении внутренних рейсов договор страхования должен быть заключен на условиях, которые предусматривают обязанность страховщика при наступлении каждого страхового случая (независимо от их количества) выплачивать суммы страхового возмещения за последствия вреда, причиненного каждому пассажиру:

а) при причинении вреда жизни — 2 млн руб. плюс необходимые расходы на погребение, составляющие не более 25 тыс. руб.;

б) при причинении вреда здоровью — в размере причиненного вреда, но не более чем 2 млн руб.;

 в) при причинении вреда багажу — в размере причиненного вреда, но не более чем 600 руб. за каждый килограмм веса багажа;

г) при причинении вреда вещам, находящимся при пассажире, — в размере причиненного вреда, но не более чем 11 тыс. руб.

Необходимо обратить внимание на то, что гражданская ответственность перед пассажирами наступает независимо от наличия вины экипажа воздушного судна. Система страхования освобождает лицо, управляющее воздушным транспортом, от ответственности и перекладывает ее на страховщика на основании договора ОСГОПП.

Следует отметить, что интересам пострадавшего и перевозчика преимущество отдается последнему. Отсюда вытекает, что выгодоприобретатель, обратившийся к страховщику позже других, не вправе переадресовывать свои требования перевозчику, но взыскивает причитающуюся ему выплату с других потерпевших в судебном порядке. Особое значение имеет обязательное страхование пассажиров в настоящее время в условиях, когда возрастают риски террористических актов на транспорте. Меры по предотвращению этих угроз, естественно, требуют финансирования, что не мало важно для государства.

Таким образом, на основании изложенного, можно сделать вывод, что, во-первых, система обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков приносит положительный результат для обеспечения адекватной, своевременной компенсации ущерба пострадавшим пассажирам, третьим лицам, а, во-вторых, обеспечивает поддержку финансовой платежеспособности перевозчиков.


Список литературы:

  1. Степанов С.А. Гражданское право. Учебник: в 2 т. / под ред. С.А.Степанова. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва, 432-67 с.;
  2. Федеральный закон от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»;
  3. Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации», ч.2, гл. 48, 927-70 с.;
  4. Микушкин А.Е. Ответственность перевозчика при перевозе грузов. Научная статья: 128-31 с.;
  5. https://livingintravels.com/opublikovana-statistika-po-poteryam-bagazha/ -  Статистика по потерям багажа.

 

 
0
Ваша оценка: Пусто