Объекты авторских прав, возникающие при создании аудиовизуального произведения и правовая проблема переработки таких объектов

Пилипенко Сергей Владимирович
Омская Юридическая Академия, г. Омск

 

Аудиовизуальное произведение носит сложный комплексный характер, состоящий, из множества объектов авторского права, которые неразрывно связаны с особыми художественными свойствами фильма. Кинематограф, в свою очередь, включает в себя достижения различных областей культуры, таких как: литература, театр, живопись, дизайн, фотографии и архитектура.

В процессе создания аудиовизуального произведения, создание объектов, входящих в его состав, являются результатом творческой деятельности отдельных участников процесса киносъемки, которые должны быть подчинены постановочному замыслу самого произведения, носителем которого является режиссер-постановщик.

Сложный, комплексный характер аудиовизуального произведения, отмечается многими отечественными и зарубежными исследователями. По словам профессора Э. П. Гаврилова[1]«...аудиовизуальное произведение – это слияние произведений и идей из произведений различных авторов, их «сплав», сгусток».

В свою очередь, другой виднейший отечественный теоретик авторского права, проф. В. А. Дозорцев[2], характеризует фильм как «...комплексное многослойное произведение».

Профессор Д. Липцик[3], указывает на то, что «кинематографические произведения являются комплексными произведениями, охраняемыми как сами по себе, так и в качестве особой категории совместных произведений».

Таким образом, аудиовизуальное произведение представляет собой юридический феномен, ввиду чего правовой режим обладает существенными особенностями.

Исходя из этого особенностью авторства, при создании аудиовизуального произведения, заключается в появлении различных объектов авторского права, которые, в свою очередь, имеют такие признаки, как: самостоятельность, творческий характер и материальную форму выражения, но при этом следуют вложенному замыслу произведения, создавая единый сложный объект авторского права.

Не все объекты авторского права, входящие в состав аудиовизуального произведения, несут аудиовизуальный характер восприятия. К таким объектам, можно отнести: декорации, костюмы, различного рода реквизиты и иные объекты.

Объекты авторского права, составляющие аудиовизуальное произведение, можно классифицировать по признаку самостоятельности, а именно, те объекты, которые возможно использовать вне самого аудиовизуального произведения и объекты, использование которых неразрывно связано с самим аудиовизуальным произведением и его пользованием.

К первой классификации объектов, имеющие самостоятельность относятся: сценарий кинофильма, музыкальные произведения, а также звуковой ряд.

Вторая категория объектов авторских прав объекты, последующее использование которых неразрывно связано с использованием самого аудиовизуального произведения является более широкой, и включат в себя большее число объектов авторского права.

Ко второй разновидности произведений можно отнести, такие объекты как: интерьерные декорации, костюмы, реквизит, монтажная последовательность кадров фильма как составное произведение, визуальный ряд фильма как произведение, созданное способом, аналогичным фотографии, а также аудиовизуальные объекты, созданные для использования внутри и одновременно с кинофильмом - титры, мультипликаты, результаты комбинированных съемок, произведения анимации и компьютерной графики.

Также к объектам авторского права, входящие в аудиовизуальное произведение относятся товарные знаки, используемые для создания отличительного образа и привлечения внимания к продукту в условиях загруженности рынка.

К отдельной самостоятельной категории, также возможно отнести такие объекты авторского права, которые не так часто используются в самом аудиовизуальном произведении и отдельно от него. К такому рода объектов можно отнести рисунки, живопись, визуальные эффекты, костюмы, декорации.

Зачастую, такие изображения, носящий предварительный эскизный характер, не имеют широкого применения в коммерческих целях как сам кинофильм, но, не смотря, на это данный факт не принижает культурную и историческую ценность такого объекта авторского права. Авторская принадлежность таких объектов очевидна и не вызывает сомнений, авторами могут выступать художник-постановщик, художник по костюмам, а также иные участники творческой группы.

Одной из главных особенностей использования объектов, которые возможно использовать вне самого аудиовизуального произведения, заключается в том, что такие объекты могут подвергаться творческим и технологическим изменениям, в результате которого создается само аудиовизуальное произведение.

Исходя из этого, аудиовизуальное произведение носит произвольный характер по отношение к таким объектам авторского права, входящие в состав аудиовизуального произведения. Обоснованность такого положения устанавливается статьей 14 (2) Бернской конвенции, в соответствии с которой «переделка в любую другую художественную форму кинематографической постановки, производной от литературного или художественного произведения, требует независимо от разрешения ее автора также разрешения автора оригинального произведения».[4]

Для разрешения вопроса переработки относительно к кинематографическим произведениям, необходимо обратиться к самому определению понятия «переработка», применяемое при создании аудиовизуального произведения. Самого понятия переработки Гражданский кодекс РФ не содержит, но включает в понятие переработки «перевод, переделку, аранжировку» в соответствии со статьей 1260 ГК РФ.[5] Исходя из этого, можно сделать вывод, что законодатель предлагает толковать понятие переработки по аналогии со сходными ей действиями, такими как переделкой  или аранжировкой.

По мнению профессора Э. П. Гаврилова[6]: «переработка подразумевает внесение творческого вклада в создание обработки при одновременном заимствовании элементов какого-либо другого, первоначального произведения».

В процессе создания аудиовизуального произведения, некоторые ранее созданные объекты авторского права, подвергаются целенаправленному изменению для фиксации их изображения на используемый носитель. В ходе такой фиксации происходит видоизменение их объективной и материальной формы.

В соответствии же со статьей 9 (3) Бернской конвенции, абсолютно любая визуальная запись признается воспроизведением. К объектам авторского права, которые подвергаются переработке описанным выше образом, можно отнести все авторские произведения, преимущественно воплощенные в форме произведений дизайнерского и декоративно- прикладного искусства, которые, в свою очередь, образуют «предсъемочное» пространство кинофильма.

Касаемо создания аудиовизуального произведения по отношению к сценарному содержанию, можно сделать вывод, что переработка носит целенаправленный характер для последующего воплощения сценария в изобразительную и зрительную форму, с использованием изобразительных средств кинематографа, при этом, с сохранением текста сценария, описания его событий, а также действий и диалогов действующих лиц.

Спорным вопросом, заключается в характере использования музыкальных произведений с точки зрения производного характера аудиовизуального произведения. При просмотре аудиовизуального произведения, которое сопровождается музыкальным произведением, а также визуальный и звуковой ряд воспринимаются как единое и неразрывное целое, если не рассматривать данный вопрос с технической точки зрения, то исполнения такого музыкального произведения в процессе создания аудиовизуального произведения многократно воспроизводится и перерабатывается в технических целях.

Исходя из этого, при использовании аудиовизуального произведения способами, которые  предполагают сопровождение изображения звуком, происходит одновременное использование, как самого кинопроизведения, так и фонограммы, включающей запись исполнения музыкальных произведений, а значит и собственно музыки как объекта авторского права.

Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что вследствие комплексного и производного характера аудиовизуального произведения, в процессе его использования в неизмененной форме, происходит одновременное использование объектов авторского права, которые являются составной частью кинофильма.


Список использованной литературы

  1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.). Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Российская газета, 22 декабря 2006 года.
  3. Гаврилов Э. П. Авторское право на переделки и составные произведения //Правоведение. № 6. 1986.
  4. Дозорцев В.А. Право на фильм как сложное многослойное произведение // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. № 3.
  5. Липцик Д. Авторское право и смежные права / Пер. с фр.; предисловие М. Федотова. - М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002.
  6. Никифорова И.Н. Сложные объекты и произведения с множественностью авторов: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М.: Российская государственная академия интеллектуальной собственности, 2013.
  7. Радоминова А.О. Гражданско-правовое регулирование создания и использования аудиовизуальных произведений: история и современность: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М.: Российская государственная академия интеллектуальной собственности, 2012.

[1] Гаврилов Э. П. Авторское право на переделки и составные произведения //Правоведение. № 6. 1986. С. 91.

[2] Дозорцев В. А. Право на фильм как сложное многослойное произведение // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. № 3. C. 78. 

[3] Липцик Д. Авторское право и смежные права. М., 2002. С. 78. 

[4] Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.). Доступ из СПС «Консультант Плюс».

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Российская газета, 22 декабря 2006 года.

[6] Гаврилов Э. П. Авторское право на переделки и составные произведения //Правоведение. № 6. 1986. С. 63.

1
Ваша оценка: Пусто Средняя: 1 (1 голос)