Банникова Татьяна Вячеславовна,
Юго-Западный государственный университет, г. Курск,
Исаенко Евгения Александровна,
Юго-Западный государственный университет, г. Курск
В настоящее время признание субъектов международного права является одной из актуальных и нерешенных проблем. Данная статья раскрывает понятие признания такого субъекта международного права как государство. Проанализированы теории признания государств, приведены некоторые мнения ученых относительно понятия образовавшихся государств. В статье рассмотрены наиболее проблемные аспекты данного института на примерах конкретных государств, приведены предполагаемые пути их решения.
Ключевые слова: признание государства, новые государства, государственность, международное право, односторонний акт, международная практика.
Анализируя общие понятия международного права, под признанием понимается односторонний акт, на основании которого существующие государства признают новые государства или правительства, либо другие субъекты международного права. Основной целью данного акта является установление с такими субъектами официальных или неофициальных, полных или неполных, постоянных или временных отношений.
В международной практике проблематика непризнанных государств существует давно. Некоторые современные государства переживали периоды непризнания долгие годы.
В доктрине существуют две теории признания: конститутивная и декларативная. Первая гласит, что признание придает адресату признания необходимое качество: государству — международную правосубъектность, правительству — статус представительного органа такого государства. Минусом теории служит неясность количества признаний которые необходимы для наделения таким качеством, и а также то, что любое государство, независимо от статуса, является субъектом международного права и без официального признания.
По правилам декларативной теории, признание не сопровождается наделением качества, а лишь просто провозглашает такое государство. Данная теория в настоящее время применяется чаще. Однако в тех случаях, когда признают субъектом международного права такие образования, которые объективно не могут быть ими, например Мальтийский орден, такое признание носит формальный характер.
Процесс возникновения новых государств неразрывно связан с развитием международных отношений и политическими реформациями в мире. И, прежде чем останавливаться на формах и критериях международного признания, необходимо определиться, в каких случаях возникает его необходимость.
Непризнанным может считаться государственное образование, которое полностью или в части лишено признания другими государствами, но при этом имеет свою государственность.
З.В. Силантьева рассматривает данные государства «как политико – территориальные образования, которые имеют свою особую государственность и способность к внутреннему контролю над территорией при отсутствии признания, которое ограничивает его отношения с другими государствами». Как известно, институт признания государства не регулируется кодексами, а только международным законодательством, принципами и доктриной.
В своей работе И. Кристен привел перечень различных случаев возникновения новых государств, встречающихся в международной практике. В данном перечне содержатся те случаи, при которых признание может потребоваться как государству, так и правительству.
Такими являются:
1) смена типа государства (например, при помощи революции). В приведенной ситуации признание адресуется вновь пришедшему правительству;
2) расчленение одного государства, когда образуются новые государства (Колумбия в 1829-1831 гг.), сецессия (ярким примером является освободительная борьба), цессия;
3) объединение государств, либо включение одного государства в состав другого, либо образование федерации и т.д.
Существующая мировая практика, касающаяся признания республик бывшей Югославии свидетельствует о том, что, в случае признания новообразованных государств, те государства, которые существовали ранее, как правило основываются на политических интересах, нежели на каких-либо правовых критериях. Так, признание Косово, Абхазии и Южной Осетии руководствуются именно политическими соображениями. Полагаем, что приведенная ситуация с Косово, в признания которого международное сообщество разделилось на две равнозначные по численности группы государств, является одним из примеров негативного и угрожающего целостности системы международного права явления. В настоящее время мы предполагаем, что вряд ли будут приняты какие-либо общеобязательные нормы международного права, которые будут регулировать подробно институт международно-правового признания.
Говоря о признании бывших югославских республик суверенными государствами - члены ЕС не всегда соблюдали собственные правила признания государства, но и положений международного права. которые едины для всех в сфере международно-правового признания. Поспешным следует назвать признание Хорватии, во время ее войны с Сербией, когда власти Хорватии не контролировали добрую треть своей территории, и Боснию и Герцеговину, правительство которой в момент их ее признания имело формальную роль. При этом, достаточно трудно проходило признание Македонии, которая имела все признаки суверенного государства (постоянное население, территория, правительство, способность вступать в отношения с другими государствами), и не была в состоянии войны. Еще более противоречивым можно назвать признание значительным количеством государств мира независимости части Сербии - Косово, провозглашенной 17 февраля 2008 г. Уже 18 февраля Косово признали Великобритания, Франция, США, Турция, Албания, Афганистан и Коста-Рика. На следующий день - Австралия и Сенегал, затем - Латвия и Германия. По состоянию на начало 2013 г. независимость Косово была признана уже 98 государствами - членами ООН, членами Совета Безопасности, ЕС. Тем не менее, некоторые страны ООН - Россия, Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Аргентина, ЮАР, не признают независимости Косово, считая ее частью Сербии. В СНГ Косово не признают вообще. Не признают ее и некоторые члены ЕС - Испания, Румыния, Словакия, Греция, Кипр - не признают независимости Косово.
Безусловным является то, что не все факты возникновения новых государств бесспорны. Проблемные аспекты заключаются и в критериях, которые должны удовлетворять образовавшееся государство, а также в способе возникновения такого государства. Государство, которое образовалось, считается субъектом международного права и может рассчитывать на международное признание, в случае если оно образовалось в полном соответствии с принципом самоопределения наций и не нарушало бы принципа территориальной целостности.
В международном праве до сих пор нет единства мнений и не установлены конкретные нормы, которые бы регулировали процесс возникновения новых государств, а также разграничивали правомерные и неправомерные с точки зрения международных принципов способы возникновения новых государств.
Учитывая этот факт, исследователи, теоретики международного права отмечают, что новое государство должно отвечать определенным критериям. Данные критерии были выработаны и явились обобщением международно-правовой практики государств и истории дипломатии.
Таким образом, наличие непризнанных государств в настоящее время представляет собой объективный факт, не учитывать который невозможно. Поэтому, необходим комплексный анализ феномена «непризнанного государства». Сейчас среди ученых идет глобальный поиск правильных подходов к исследованию данного понятия.