О некоторых особенностях административной и судебной практики по делам о недобросовестной конкуренции в РФ

Мхоян Гоар Аршалуйсовна,
Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

 

Конкурентные отношения являются неотъемлемой частью развитой рыночной экономики и современного общества. Конкуренцию на сегодняшний день можно назвать «двигателем» общества по пути прогресса. Так, конкуренция в экономике является показателем успешности рыночных преобразований.

Правовой основой данного вопроса является ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - закон). В соответствии c законом «конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». В свою очередь, «недобросовестная конкуренция –любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а также противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации» [1].

         Закон к недобросовестной конкуренции относит:

  • дискредитацию, т.е. распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение в заблуждение в отношении качества и потребительских свойств товара, количества, места производства товара, изготовителя товара и т.д.;
  • некорректное сравнение хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром и др.

Закон не закрепляет исчерпывающий перечень видов недобросовестной конкуренции, так как в ст.14.8 закона закреплено то, что допускаются иные виды или формы недобросовестной конкуренции, наряду с теми, что содержатся в законе.

Недобросовестная конкуренция подпадает под действие статьи 14.33 КоАП РФ. Судебные споры в отношении недобросовестной конкуренции рассматриваются арбитражным судом.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере конкуренции. Антимонопольный орган (ФАС России и ее территориальные управления) предупреждает недобросовестную конкуренцию. Факт признания действий хозяйствующего субъекта недобропорядочными, неразумными или несправедливыми по отношению к другим субъектам на рынке устанавливает комиссия антимонопольного органа, решение которой может быть обжаловано в судебном порядке. Рассматривая вопрос о недобросовестной конкуренции, необходимо обратиться к судебной практике по данному вопросу, а также к решениям Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС).

Стоит отметить, что ФАС предлагает решения вопросов по делам, которые связаны с недобросовестной конкуренцией, а суды рассматривают их и соглашаются с ними или, напротив, не соглашаются, о чем свидетельствуют примеры из судебной практики.

Как уже говорилось ранее, нельзя проводить некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами. Такое сравнение может формировать у потребителя устойчивые оценки определенного поведения как единственно возможного. Так, ООО «Эльдорадо» в ряде своих филиалов распространяло информацию, в которой сравнивало продукцию с продукцией ООО «М. Видео Менеджмент». Данное сравнение проводилось путем размещения информационных блоков в виде сопоставления рекламных буклетов ООО «М.Видео Менеджмент» и ООО «Эльдорадо», содержащих изображение, характеристику и цену предлагаемых к продаже товаров ООО «М.Видео Менеджмент» и ООО «Эльдорадо» с использованием утверждений «Сравните наши цены» и «А у нас дешевле». Комиссия ФАС России решила признать действия ООО «Эльдорадо», выразившиеся в некорректном сравнении предлагаемых к продаже товаров с товарами, предлагаемыми к продаже ООО «М.Видео Менеджмент», нарушившими закон и выдала предписание о прекращении нарушения [2].

Следующей формой недобросовестной конкуренции, на которую хотелось бы обратить внимание, является распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые в свою очередь могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Под распространением не соответствующих действительности сведений понимается публичное сообщение о фактах или событиях, которые не имели места в реальности (в том числе в сети Интернет). Так, в соответствии с правовыми актами ФАС, по заявлению общества «Колорит» было возбуждено дело в отношении ООО «Вит» и признан факт нарушения обществом закона из-за распространения ложных, неточных сведений о деятельности журнала «Риэлтор» ООО «Колорит», который рекламирует продажу недвижимости. Комиссия установила, что ООО «Вит» распространяло информацию о том, что только Интернет-сайт этого общества имеет значительную посещаемость для клиентов, а у других конкурирующих печатных изданий и электронных средств, которые оказывают услуги рекламы недвижимости, тиражи снижаются и они закрываются. Комиссия антимонопольного органа изучила представленные документы и признала данную информацию ложной. ООО «ВИТ» было выдано предписание немедленно прекратить действия по недобросовестной конкуренции, выражающиеся в распространении ложной, неточной, негативной информации, дискредитирующей деятельность конкурентов и удалить уже имеющуюся подобную информацию на Интернет-ресурсах [3].

Также стоит отметить о том, что в правоприменительной практике ФАС России и её территориальных органов сказано, что действия общества по указанию в заявках на участие в аукционе и запросе котировок недостоверной информации о месте производства и производителях товара, вследствие чего с ним заключены государственные контракты, приводят к недобросовестной конкуренции. Так, в антимонопольный орган поступило обращение предприятия «Владимирский завод специального оборудования», в котором содержались сведения о недобросовестных действиях общества «Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий». Данные действия выражались в указании в заявках недостоверных сведений о происхождении товара, предложенного к поставке (фактически поставлялись товары китайского производства), что привело к ведению в заблуждение государственного заказчика, недобросовестной конкуренции и ущемлению прав других хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на соответствующем товарном рынке. Антимонопольный орган рассмотрел данное обращение и принял решение о том, что общество нарушило положения закона. Общество не согласилось с данным решением и обратилось в арбитражный суд. Но суд был согласен с решением антимонопольного органа и, тем самым, отказал в удовлетворении заявленных требований, в связи с действиями общества были заключены государственные контракты, которые привели к недобросовестной конкуренции [3].

Помимо вышеперечисленных форм конкуренции, также необходимо отметить рекламу, которая является актом недобросовестной конкуренции. Отнесение рекламы к недобросовестной конкуренции существенным образом расширяет признаки недобросовестной рекламы, в том числе по той причине, что недобросовестная конкуренция касается любых действий, направленных на получение преимуществ в предпринимательской деятельности. Так, например, общество под названием «Транспорт для бизнеса» по договоренности с аэропортом «Кольцово» в г.Екатеринбурге в здании аэропорта распространяли звуковую рекламу, смысл которой заключался в том, что необходимо пользоваться услугами такси компании «Транспорт для бизнеса», а услугами других такси они не рекомендуют пользоваться. Посчитав, данную рекламу недобросовестной, антимонопольный орган выдал предписание, в котором обязывал общество «Транспорт для бизнеса» исключить из текста своей рекламы фразу: «Не пользуйтесь услугами частных лиц» либо изменить каким-то другим способом. Но общество не согласилось с данным предписанием, тем самым обратилось в суд. Суд первой и апелляционной инстанции признали данную рекламу ненадлежащей, то есть согласились с решением антимонопольного органа. [4].

В данной работе были рассмотрены основные положения недобросовестной конкуренции, определено законодательное понятие как конкуренции в целом, так и недобросовестной конкуренции, выделены виды недобросовестной конкуренции.  Также  приведены некоторые показательные судебные решения по вопросам недобросовестной конкуренции.

 


Список литературы

  1. О защите недобросовестной конкуренции: федеральный закон от 26.07.2006 г. №135-ФЗ.
  2. Коломиец Д. Недобросовестная конкуренция: обзор практики // Юридический справочник руководителя, май 2010.
  3. Правовые акты Федеральной антимонопольной службы [Электронный ресурс] // URL: http://solutions.fas.gov.ru/.
  4. Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [Электронный ресурс] // URL: http://fas.gov.ru/activity/kontrol-reklamyi-i-nedobrosovestnoj-   konkurenczii.html.
0
Ваша оценка: Пусто