Несовершенства налогового законодательства Российской Федерации

Комова Анастасия Сергеевна,
ЧОУ ВО «Омская юридическая академия», город Омск
Научный руководитель: к.ю.н., преподаватель кафедры ТГП Омской юридической академии Ашенова Торгын Мухамедьяровна

Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, установленной в законном порядке.

Налоги являются признаком любого цивилизованного социума, необходимым атрибутом государства. Они позволяют не только формировать бюджет, являясь основным источником поступления, но и выступают мощным регулятором общественных пропорций, гарантом социальной защиты граждан и создание материального фундамента суверенитета государства и местного самоуправления.

Налогообложение - система, при которой независимые граждане обеспечивают ресурсами государство и благодаря этому сохраняют контроль над ним. Такое определение дает  С.Б. Царькова в своей работе «Антикризисные мероприятия в сфере налогового законодательства». Так же С.Б. Царькова считает, что данное определение утратило свой смысл, так как налог платит государству человек, который сам получает зарплату от него за счет своих же выплат, а если налог платит государственная корпорация, то получается, что происходит перекладывание денег из кармана в карман и появление занятых этим бюрократов.  Тем самым можно сделать вывод, что коренная переработка налогообложения в России – это проблема будущего. [Антикризисные мероприятия в сфере налогового законодательства, С.Б. Царькова, Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2009. №1 (5)]

Единая правовая база налоговой системы Российской Федерации основывается на Налоговом кодексе РФ, главными задачами которого является обеспечение стабильной, рациональной, прозрачной, справедливой, простой и понятной для граждан налоговой системы страны.

В статье 12 части первой Налогового кодекса Российской Федерации определяются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина. [статья 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016)]

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог [статья 14 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016)]

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор. [статья 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016)]

Из этих определений видно, что на региональном и местном уровнях остаются всего три налога, все остальные перечисляются в федеральный бюджет, из которого уже позже распределяются обратно на места. При этом такое распределение не всегда эффективно, так как нельзя удаленно дать полноценную оценку того, сколько нужно выделить бюджетных средств, что бы уравновесить региональный и местный бюджеты и избежать дефицита.

Как видно из  Постановления Администрации города Омска от 30.10.2015 №1385-п за 9 месяцев 2015 года доходы бюджета составили 10 775 102 137, 73 руб., а расходы в сумме 11 414 327 399, 13 руб. с превышением расходов над доходами (дефицитом) в сумме 639 225 261,40 руб. Из этого можно сделать вывод, что из-за передачи большей части налогов в федеральный бюджет, на региональном уровне наблюдается нехватка бюджета, и как следствие дефицит бюджета, что ведет к неполноценному развитию региона.

Для правильного и целесообразного распределения государственного бюджета нужно наладить всю налоговую систему страны, нужно больше налогов отдать для формирования регионального и местного бюджетов. Это позволит более продуктивно и динамично развиваться регионам страны, когда на региональном и местном уровне власти видят реальную картину доходов и расходов их регионов, то они смогут более объективно составлять стратегические планы развития региона. Такая система позволит властям быстро реагировать на изменения в экономике региона и своевременно изменять направление его развития с учетом реальной картины доходности бюджета.

С другой стороны, передавать на региональный и местный уровень много видов налогов будет неправильным и неэффективным способом, так как в стране большинство регионов являются убыточными и именно через систему отчисления большей части налогов в федеральный бюджет происходят дотации в эти регионы для их равномерного развития. Отдав больше чем требуется разновидностей налогов в регионы, мы сможем наблюдать картину, когда некоторые регионы начнут погибать от нехватки денег и невозможности качественно развиваться, а другие будут масштабно развиваться и увеличивать свои территории, поглощая меньшие регионы, что вредит демократии страны и правам граждан на самоопределение.

Поэтому очень важно найти правильный баланс в формировании налогового законодательства, чтобы с одной стороны не делать регионы полностью зависимыми от центра и давать им возможность для самостоятельного планирования своего развития, смотря на объективную картину доходности региона, и определять вектор развития на ближайшие годы, а с другой стороны  производить равномерное развитие всех регионов страны, даже если они не являются прибыльными, с помощью дотаций из центра.

Также для физических лиц более рационально ввести систему налогообложения по месту жительства граждан, тем самым налоговые поступления будут поступать в местный бюджет и расходоваться на более приоритетные направления данного региона, например, на строительство детских садов, школ, дорог, на благоустройство территорий, где проживает налогоплательщик. Такая система более прозрачна и позволит эффективно распределять местный бюджет в зависимости от надобности, тем самым такая система заставит властей работать более ответственно, так как каждый гражданин будет знать куда, сколько и на что идут, уплаченные им, налоги.

Можно ввести процентное распределение налогов, получаемых от юридических лиц. Оставляя определенный процент с налогов на юридические лица, которые оформлены в данном регионе, в местный и региональный бюджет, а другую часть отправлять в федеральный бюджет, тем самым увеличится ответственность юридических лиц за свою деятельность в регионе, а местный бюджет получит больше средств для развития региона, тем самым наладится взаимодействие бизнеса и власти, они смогут открыто обсуждать насущные проблемы и решать их за счет имеющихся полномочий у властей и денежных средств, поступающих от бизнеса региона.

Подводя итог вышеизложенному, хочется отметить, что совершенствование российского налогового законодательства является важным аспектом правового положения России на мировой арене, потому что именно грамотная налоговая система позволит обеспечить эффективное функционирование народного хозяйства и государства в целом. Допущенные в налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений. В конечном итоге, неэффективно функционирующая налоговая система становится тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает всеобщее недовольство налогоплательщиков. [Особенности современной налоговой системы России, С.М. Каримов, Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)]


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Антикризисные мероприятия в сфере налогового законодательства, С.Б. Царькова, Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2009. №1 (5)
  2. Особенности современной налоговой системы России, С.М. Каримов, Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)
  3. Постановления Администрации города Омска от 30.10.2015 №1385-п
  4. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016)
4.545455
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4.5 (11 votes)