Некоторые вопросы противодействия преступлениям, совершаемым в отношении свидетелей и потерпевших

Рахимова Ж.Е.,
ЧОУ ВО «ОмЮА»

 

В настоящее время дискуссионным остается вопрос разработки и внедрения в практическую деятельность новых средств и способов борьбы с преступностью.

Противодействие преступлениям, совершаемым в отношении свидетелей и потерпевших, является одним из наиболее актуальных направлений не только уголовной, но и уголовно-правовой политики.

Крайне острый характер приобрел вопрос малоэффективной защиты участников уголовного судопроизводства, поскольку преступным воздействиям подвергаются практически все без исключения участники уголовного процесса.

Показания потерпевших и свидетелей, являющихся непосредственными очевидцами преступления, очень важны для установления истины по делу. Однако, как показывает практика, не каждый очевидец преступления, в частности особо тяжкого, изъявляет желание дать показания. Одной из причин этого является боязнь за собственную жизнь и сохранность здоровья.

Следует согласиться с мнением А.В. Яшина, что профилактика преступлений против свидетелей и потерпевших зачастую имеет однобокий подход, без комплексного осмысления проблемы.

Федеральным законом от 28.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее – Федеральный закон) установлены принципы осуществления и виды государственной защиты, включающие меры безопасности и социальной поддержки, определены органы, обеспечивающие государственную защиту, и порядок применения мер.

Как указывает Д.Ф. Флоря, процесс применения защиты участников уголовного судопроизводства носит двойственный характер, поскольку меры государственной защиты регулируются Федеральным законом, а применение мер уголовно-процессуальной безопасности - действующим УПК РФ. В этой связи важно установить взаимосвязи норм этих различных законов и определить компетенции, очередность и прочие процессуальные вопросы при изменении принятой меры защиты и обеспечения безопасности содействующего правосудию участника уголовного процесса.

Следует признать, что обеспечить защиту, как того требует федеральный закон, иногда просто физически невозможно. Например, изменить внешность либо переселить свидетелей в неопасное для их жизни место жительства. Кроме того, сложно обеспечить конфиденциальность сведений о защищаемом лице, поскольку события происходят в районе с небольшой численностью населения, где каждый житель друг друга знает.

Одновременно каждая из перечисленных мер безопасности требует от органов, осуществляющих государственную защиту, дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета, что, по сути, и является главной проблемой реализации государственной политики в области защиты участников уголовного судопроизводства.

Принятые законодателем нормы обеспечения безопасности участникам уголовного судопроизводства, безусловно, способствуют борьбе с преступностью. Однако анализ данных норм и практика их применения свидетельствуют о том, что имеется еще немало проблем, которые требуют своего разрешения.

Представляется, что деятельность по противодействию рассматриваемым преступлениям должна основываться на комплексном применении отраслевого законодательства, которые способствовали бы укреплению института защиты свидетелей и потерпевших от преступлений.

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)