Капитанова Анастасия Игоревна
ЧОУ ВО «Омская юридическая академия»
В настоящее время деятельность по предоставлению коммунальных услуг имеет общегосударственное значение, поскольку она направлена на создание благоприятной окружающей среды для жизнедеятельности граждан и организаций. Результаты, которые в этой части достигнуты в нашем обществе, во многом зависят от выполнения обязательств исполнителями коммунальных услуг в рамках заключенных договоров о предоставлении коммунальных услуг.
Вместе с тем между исполнителями и потребителями в коммунальной отрасли стали часто возникать разногласия, много споров рассматривается в судах с их участием. Как правило, потребители выражают свое недовольство результатами работы исполнителей коммунальных услуг, которые зачастую их предоставляют некачественно и не в полном объеме. Исполнители обвиняют потребителей в ненадлежащем содержании личного и общего имущества, в невыполнении установленных требований по экономии коммунальных ресурсов, в несвоевременной оплате коммунальных услуг[1].
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена в ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (далее – ЖК РФ). В частности, у собственника помещения данная обязанность возникает с момента возникновения права собственности (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 [2]. (далее - Правила).
Рассмотрим некоторые специфические особенности гражданско-правовой ответственности в случае нарушения обязательств по оказанию коммунальных услуг.
Во-первых, применяемые за нарушения при оказании жилищно-коммунальных услуг меры гражданско-правовой ответственности бывают либо непосредственно имущественными (возмещение убытков, уплата неустойки) либо организационными, сопутствующими применению имущественных мер. Организационной мерой, применяемой исключительно в жилищных правоотношениях, является выселение.
Так, к примеру, ч. 1 ст. 90 ЖК РФ предусмотрено, что если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. В случае удовлетворения иска в решении суда о выселении нанимателя и членов его семьи указывается конкретное другое жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма выселяемым нанимателю и членам его семьи. Предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным, пригодным для постоянного проживания, быть по размеру не менее 6 кв.м. жилой площади на одного человека, располагаться в том же населенном пункте и относиться к жилищному фонду социального использования (п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14[3]).
Однако стоит отметить, что в то же время согласно п. 1 ч. 4. ст. 83 ЖК РФ расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев. Разделительный союз «или» позволяет толковать данную норму таким образом, что для расторжения договора социального найма будет достаточным наличие задолженности только по плате за жилое помещение или только по плате за коммунальные услуги.
Полагаем, что необходимо унифицировать положения п. 1 ч. 4 ст. 83 и
ст. 90 ЖК РФ таким образом, чтобы необходимым условием для расторжения договора социального найма могло быть только одновременное невнесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, так как это больше соответствует интересам потребителя.
Кроме того, другой мерой ответственности организационного характера за неисполнение обязательств по оказанию коммунальных услуг является приостановление и ограничение предоставления коммунальной услуги.
Правила приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг устанавливаются Правительством РФ и предусматривают право исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, ограничивать или приостанавливать в установленном порядке подачу потребителю коммунальных ресурсов (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ; пп. «д» п. 32 Правил № 354).
При ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи определенного коммунального ресурса и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 114 Правил № 354).
Во-вторых, исследуемый нами вид ответственности, как правило, характеризуется множественностью лиц на стороне должника. В частности, ч. 1 ст. 292 ГК РФ на дееспособных и ограниченных судом в дееспособности членов семьи собственника, проживающих в принадлежащем ему жилом помещении, возлагает солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением. А в соответствии с ч. 3 ст. 31 ЖК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно п. 29 Постановления Пленума ВС РФ № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 ЖК РФ).
Таким образом, солидарная ответственность по невнесенным или несвоевременно внесенным коммунальным платежам применяется в отношении членов семьи собственника, с которым они проживают (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 09.10.2018 по делу № 33-12016/2018; Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 25.07.2016 по делу № 33-13195/2016[4]).
Однако Пленум ВС РФ в этом же пункте отмечает, что внесение платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт остается обязанностью только собственника жилого помещения (п. 29, ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
Невозможность привлечения лиц, проживающих совместно с собственником, к солидарной ответственности по обязательствам по содержанию жилого помещения и уплате взносов на капитальный ремонт, при наличии солидарной ответственности по иным обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, выглядит несколько несправедливой. Такая дифференциация, по нашему мнению, не имеет под собой весомой политико-правовой и догматической аргументации. Полагаем, что более рациональным решением было бы распространить солидарную ответственность дееспособных и ограниченных судом в дееспособности членов семьи собственника, в том числе бывших членов семьи собственника, сохраняющих право пользования жилым помещением, на случай нарушения любых обязательств, вытекающих из пользования жилым помещением, в том числе обязательств по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Представляется, что предложенные в настоящей статье корректировки жилищного законодательства позволят повысить эффективность правового регулирования деятельности по предоставлению коммунальных услуг, а также будут способствовать созданию благоприятных условий для жизнедеятельности граждан и организаций.
Список использованных источников:
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») // Собрание законодательства РФ. 30.05.2011. № 22. Ст. 3168.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» // Российская газета. № 144. 04.07.2017.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 9. 2009.
- Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 09.10.2018 по делу № 33-12016/2018. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 25.07.2016 по делу № 33-13195/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Михайлов Д.И. Механизм правового регулирования отношений по предоставлению коммунальных услуг // Право и государство: теория и практика. 2017. № 6.
[1] Михайлов Д.И. Механизм правового регулирования отношений по предоставлению коммунальных услуг // Право и государство: теория и практика. 2017. № 6. С. 58.
[2] Российская газета. 15.05.2011. № 103.
[3] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
[4] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».