Гугнюк В.А.
ОмЮА
Статья 184 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) устанавливает запрет на оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса.
Это нарушение законодательства с каждым днем набирает обороты, но судебной практики по данному виду преступлению практически нет. С чем это связано? Этот вопрос и является предметом обсуждения моей работы.
21 век – век информационного общества и нас окружают развивающиеся технологии: обо всех конкурсах и мероприятиях уведомляют в социальных сетях и СМИ, там же проводят и голосования, по результатам которого выявляют победителей.
И мне хотелось бы обозначить проблему при изучении этой статьи: что есть официальное спортивное соревнование и зрелищный коммерческий конкурс, а также актуальность данного вопроса и тенденции его развития.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации (далее – ПВС РФ) по данной теме не давал разъяснений и потому нам приходится прибегнуть к изучению федерального законодательства для рассмотрения данного вопроса. Единственный федеральный закон (далее - ФЗ), на который мы можем здесь ссылаться – это Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Несмотря на то, что этот Федеральный закон посвящен спортивной жизни общества, он все равно не раскрывает понятия официального спортивного соревнования и лишь говорит о том, что такое профессиональное спортивное мероприятие. Казалось бы, что их смысл схож, но нет. Профессиональные спортивные соревнования - спортивные соревнования по командным игровым видам спорта, участие в которых направлено на получение дохода и одним из условий допуска спортсмена к которым является наличие у него трудовых отношений с соответствующим профессиональным спортивным клубом, если иное не установлено организатором таких соревнований для отдельных категорий их участников. А изучив примеры официального спортивного мероприятия, мы приходим к выводу, что это соревнования, включенные в Единый календарные план всероссийских и международных мероприятий по согласованию с федерациями по конкретным видам спорта. То бишь эти термины не являются синонимами и очень разнятся по различным критериям.
И если значение официального спортивного мероприятия можно сформировать на основе имеющихся толкований по схожим мероприятиям, то толкование коммерческого зрелищного мероприятия вовсе отсутствует в уголовном праве. Для обозначения этого термина появилась необходимость рассмотреть несколько отдаленных Федеральных законов. Правительство Москвы хоть и занимает нишу субъектного уровня, но все равно дает обозначение зрелищного мероприятия. Так в Постановлении Правительства Москвы от 21.06.2005 N 447-ПП "О Правилах пользования компьютерной информацией Системы "БАЗИС-III" в рамках Единой автоматизированной системы продажи билетов при осуществлении операций по реализации билетов на театрально-концертные и спортивно-зрелищные мероприятия в г. Москве" говорится, что зрелищное мероприятие - театрально-концертное, спортивно-зрелищное мероприятие, являющееся услугой в сфере культуры и спорта. А соответственно коммерческое зрелищное мероприятие — это то же мероприятие, значение которого приведено в постановлении Правительства Москвы, только обязательной целью такого мероприятия будет являться извлечение прибыли.
Официальное значение этих двух терминов законодательно отсутствует, но выступает существенным условием для наступления уголовной ответственности, а потому необходимо сформировать точное значение их.
Для понимания актуальности данного вопроса предлагаю рассмотреть на примерах:
По смыслу обоих спортивных терминов мы приходим к выводу, что для того, чтобы привлечь к ответственности по данному виду «взятничества» уровень проводимых соревнований должен быть не ниже областного и исключительно с согласования федерации данного вида спорта, а по смыслу значений термина «коммерческое зрелищное мероприятие» - таким мероприятием признается мероприятие любого уровня, если цель его – извлечение прибыли. Анализируя это, хотелось бы выделить некое неравенство между понятиями, которые приведены в одной статье.
Из-за данного пробела в уголовном законодательстве судебная практика по этому вопросу практически отсутствует, так как судьи могут применить данную норму по своему усмотрению.
Подводя итоги хотелось бы обозначить основное направление разрешения данного пробела: дать полное толкование понятиям «официальное спортивное мероприятие» и «зрелищный коммерческий конкурс» Пленуму Верховного Суда Российской Федерации, а также раскрыть данную статью в правоприменительной деятельности суда.