Некоторые проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений

Жуляева О.Г.
ЧОУ ВО «Омская юридическая академия»

 

В условиях современности дорожно-транспортная сфера является как никогда актуальной и важной проблемой. Согласно статистике количество ДТП увеличивается с каждым годом, что ставит поднятый нами вопрос в ряд одних из первых. Нарушения в области правил безопасности и эксплуатации транспортных средств можно разделить на две группы: нарушения, влекущие уголовную ответственность (ст. 264 УК РФ), нарушения, влекущие административную ответственность (ст. 12.24 КоАП). Рассмотрим проблемы данных составов.

Диспозиция ст.264 УК РФ включает в себя 6 частей, ответственность в которых дифференцируется в зависимости от степени причиненного вреда здоровью. Но стоит отметить, что в данной статье отсутствует такое последствие как причинение тяжкого вреда 2-м и более лицам одновременно. Из анализа судебной практики мы можем сделать вывод, что в таких ситуациях суды вменяют уголовную ответственность по ч. 1 ст. 264 УК РФ. Но это не соответствует принципу справедливости уголовного законодательства. Данная квалификация не будет соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, так как вред был причинен двум лицам, а лицо несет ответственность за причинение вреда одному лицу. В этой связи рассматриваемая статья нуждается во внесении изменений.

Говоря о ст.12.24 КоАП РФ, мы можем отметить отсутствие в данной статье на форму вины. Исходя из судебной практики и комментариев к данной статье, можно сделать вывод, что субъективная сторона определяется по аналогии со ст. 264 УК РФ, то есть в виде неосторожной форма вины. Для соблюдения терминологического единства, на наш взгляд, в указанную статью необходимо внести соответствующее уточнение.

В 2019 г. ст. 264 УК РФ была дополнена таким признаком как оставление места совершения преступления. В этой связи возникает вопрос о механизме применения данной нормы со ст.125 УК РФ. Пленум Верховного Суда РФ в п. 19 Постановления от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" разъяснил, что "что действия водителя транспортного средства, поставившего потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия в опасное для жизни или здоровья состояние и в нарушение требований Правил (пункт 2.6) не оказавшего ему необходимую помощь, если он имел возможность это сделать, подлежат квалификации по статье 125 УК РФ. Под заведомостью оставления без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, следует понимать случаи, когда водитель транспортного средства осознавал опасность для жизни или здоровья потерпевшего, который был лишен возможности самостоятельно обратиться за медицинской помощью вследствие малолетства, старости, болезни или беспомощного состояния (например, в случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, не вызвал скорую медицинскую помощь, не доставил пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и т.п.)". Данные статьи используют разные термины такие как «оставление в опасности» и «оставление места совершения преступления». По сути, общественная опасность преступления, предусмотренного ст.125 УК РФ, состоит в создании угрозы развития динамики причинения вреда жизни и здоровью личности. По мнению ученых при таком применении теряется самостоятельность данной нормы, которая заключается в оставлении в опасности, связанным с возможным причинением вреда, нежели оставление человека, которому уже причинен вред. Последнее обстоятельство должно квалифицироваться в соответствии с наступившими последствиями. Данные выводы свидетельствуют об умышленной форме вины данного состава, что не соответствует форме вины ст. 264 УК РФ. В судебной практике Верховного суда РСФР есть решения, в которых лицо было освобождено от уголовной ответственности по данной совокупности данных статей по признаку несоответствия форм вины.

Подводя итог вышесказанному, мы приходим к вводу, что уголовное законодательство в сфере дорожно-транспортных происшествий нуждается в изменении и усовершенствовании по конкретным положениям.

0
Ваша оценка: Пусто