Рыжкова Валентина Андреевна
ЧОУ ВО Омская юридическая академия, г.Омск
В 2017 году была начата масштабная реформа наследственного права, результатом которой стало принятие Федерального закона от 29.07.2017 г. №259-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодека Российской Федерации» (далее – ФЗ №259).
Данный нормативный правовой акт, вступивший в законную силу 1 сентября 2018 года, ввел в российское законодательство совершенно новую правовую конструкцию — наследственный фонд, целью которого является обеспечение сохранности имущества, в частности бизнеса, после смерти наследодателя [3]. Приведем пример. Некий гражданин является предпринимателем, у которого в собственности бизнес с оборотом в несколько сотен миллионов рублей в год. Дети, жена и другие его родственники не заинтересованы в данной сфере деятельности и совершенно не умеют вести бизнес. Как и все другие люди, данный гражданин умрет, а его наследство, а именно бизнес, по закону перейдёт его наследникам. Возникает вопрос, а что они будут делать с этим бизнесом, не имея навыков управления? Ответ один – продать, и в результате все многолетние старания наследодателя были попросту.
Согласно статье 123.20-1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) наследственный фонд представляет собой создаваемый в порядке, предусмотренном ГК РФ, во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определённого срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом [1]. Неотъемлемой частью завещания, являющимся условием создания наследственного фонда, являются решение завещателя об учреждении наследственного фонда, устав фонда, а также условия управления фондом.
Предложенный законодателем механизм создания фонда на основе наследственного имущества широко распространён в зарубежных странах, например, всем известный наследственный фонд Альфреда Нобеля, или наследственный фонд, созданный сыном Генри Форда Эдселем, который получил в управление все активы Ford Motor Company. В качестве еще одного примера, можно привести и Фонд Велкома, работающий в настоящее время как некоммерческая организация, спонсирующая медицинские разработки.
Безусловно, создание наследственного фонда, имеет ряд плюсов: возможность обеспечения сохранности имущества после смерти наследодателя; возможность обеспечения финансовой стабильности наследников. Помимо этого, данное нововведение позволяет бизнесу непрерывное функционирование после смерти наследодателя, а также станет стимулом для деофшоризации российского бизнеса.
Несмотря на все положительные характеристики данного нововведения, на сегодняшний день существует ряд вопросов в отношении новеллы наследственного права, что может осложнить дальнейшую реализацию нормы на практике.
Первым и самым главным пробелом в регулировании указанной новеллы является отсутствие регламентированной последовательности действий нотариуса в рамках нотариального сопровождения процедуры учреждения наследственного фонда. Важность данного вопроса заключается в том, что именно нотариус, не являясь субъектом наследственных правоотношений, сопровождает юридическую судьбу наследственного фонда с момента оформления завещания.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате [4] нотариусу, ведущему наследственное дело, даётся строго установленный трёхдневный срок на подачу заявления о государственной регистрации наследственного фонда со всеми необходимыми приложениями в уполномоченный государственный орган. Принципиальным аспектом здесь выступает тот факт, что подать такое заявление нотариус вправе лишь в случае, если получено согласие соответствующих лиц на осуществление полномочий единоличного исполнительного органа или члена коллегиального органа наследственного фонда. Соответственно, нотариус предварительно должен направить лицу, указанному в завещании, предложение дать согласие. Иных сроков для направления предложения и получения ответа законодатель не устанавливает, более того, не регламентирована и форма согласия или отказа такого лица. Поэтому возникают следующие вопросы: как же нотариус будет учреждать фонд в случае отсутствия ответа таких лиц или при наличии их отказа, и для чего тогда устанавливается общий срок создания наследственного фонда – один год со дня открытия наследства, если нотариусу не предоставляется возможность продления срока для направления и получения ответа указанных в завещании лиц?
Еще одним спорным и неоднозначным моментом, касающимся сроков, является следующее. Допустим, наследственный фонд успешно прошел процедуру его создания и следующим этапом является выдача фонду свидетельства о праве на наследство в срок, указанный в решении об учреждении фонда, но не позднее установленного в статье 1154 ГК РФ срока, а именно, 6 месяцев со дня открытия наследства [2]. Однако, государственная регистрация данного фонда была осуществлена в течение 8 месяцев, что соответствует установленному законом сроку для создания наследственного фонда (один год). И здесь возникает вопрос: а как быть с пропущенным шестимесячным сроком, установленным для принятия наследства, ведь о восстановлении данного срока, в случае его пропуска, в законе ничего не говорится?
Следующие пробелы законодательства связаны с дальнейшей юридической судьбой как наследственного фонда, так и наследственного имущества в случае, если фонд так и не будет создан. Как известно, наследственный фонд может быть создан только после смерти завещателя, соответственно и ознакомление с уставом данного фонда происходит после смерти наследодателя. В случае противоречия положений такого устава российскому законодательству учреждение данного фонда невозможно. Каким образом тогда должно быть исполнено завещание и как быть с наследственным имуществом в дальнейшем? Усугубляется данный вопрос и тем, что изменение условий устава не представляется возможным. Вариантов решения данной проблемы, можно выделить несколько. Во-первых, почему бы не пойти по пути опыта зарубежных стран, и не предоставить возможность создания наследственного фонда еще при жизни завещателя. Во – вторых, считаем разумным, предусмотрение консультирующих бесед при составлении подобного рода завещания с соответствующими специалистами. В третьих, предоставить право какому-либо лицу (нотариус, суд или лицо, специально для этих целей указанное в завещании) изменить противоречащие закону условия устава фонда.
Не урегулирован вопрос и о начальном уставном капитале наследственного фонда. В связи с этим на практике могут возникнуть определённые проблемы, выраженные с невозможностью эффективного функционирования фонда из-за недостаточного наследственного имущества, что в свою очередь приведёт к абсурдной ситуации, когда учреждение данного фонда с экономическо точки зрения нецелесообразно, но обязательно с точки зрения закона.
Достаточно важным является вопрос об обязательной доле. Согласно нововведениям наследник, имеющий право на обязательную долю и являющийся выгодоприобретателем наследственного фонда, утрачивает право на обязательную долю. Вроде бы все понятно, если наследник откажется от всех прав выгодоприобретателя, то он получит право на обязательную доля, однако, может возникнуть и другая ситуация. Например, у предпринимателя Иванова имеются взрослые дети, а также ребенок, рожденный не в зарегистрированном браке в возрасте 11 лет. После смерти Иванова данный ребенок имеет право на обязательную долю. И вот этот ребенок со своей мамой начинает делить наследство. Однако, выясняется, что предприниматель Иванов в завещании указал о создании наследственного фонда и о передачи ему всего имущества. И тут возникает вопрос, а из какого имущества выделять эту долю? Все имущество - у наследственного фонда, мамы и ребенка в числе выгодоприобретателей нет, а войти туда принудительно закон не позволяет. Если разделить имущество фонда и выделить долю, то нарушится смысл такого правового института: неделимость и сохранность имущества. При этом о невозможности выдела обязательной доли наследникам говорится в гражданском законодательстве. Ответ на данный вопрос, законодатель, к сожалению, не дает. Из приведённой ситуации возникает и другие вопросы, которые законодатель так же не урегулировал: возможно ли передать фонду часть имущества, а оставшуюся часть завещать обычным завещанием либо наследники смогут получить ее по закону, и возможно ли создание нескольких наследственных фондов?
Таким образом, подводя итог, мы можем сделать следующие выводы. Создание наследственных фондов – важных шаг в сохранении имущества, предотвращении его дробления при наследовании и рационального использования. На наш взгляд, сама по себе возможность создания таких фондов – прекрасный шанс для продолжения полезных начинаний завещателя, который по тем или иным причинам мог не добиться тех результатов, которые ставил перед собой в жизни. Законодатель, в очередной раз, заимствовав у зарубежных стран определённые положения, не учел ряд их особенностей и степень развитости в той или ной стране. В сложившейся ситуации необходимо детально и тщательно переработать все нормы, касающиеся тем или иным образом наследственного фонда, ведь только тогда данное нововведение сможешь полностью раскрыть свои преимущества и получить признание у граждан Российской Федерации.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): Федеральный закон от 26.11.2001 №146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 2001. №49. Ст. 4552.
- О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 259-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31 (Часть I). Ст. 4808.
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: Федеральный закон от 11 февраля 1993 года № 4462-1 (ред. от 27.12.2018) // Российская газета от 13.03.1993 №49.