Наследственный фонд: проблемные аспекты законодательной новеллы и перспективы ее развития

Рыжкова Валентина Андреевна
ЧОУ ВО Омская юридическая академия, г.Омск

 

В 2017 году была начата масштабная реформа  наследственного права, результатом которой   стало принятие Федерального закона от 29.07.2017 г. №259-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодека Российской Федерации» (далее – ФЗ №259).

Данный нормативный правовой акт, вступивший  в законную силу    1 сентября 2018 года,  ввел в российское законодательство совершенно новую правовую  конструкцию — наследственный фонд, целью которого является обеспечение сохранности имущества,  в частности бизнеса, после смерти наследодателя [3]. Приведем пример. Некий  гражданин является предпринимателем, у которого в собственности бизнес с оборотом в несколько сотен миллионов рублей в год. Дети, жена и другие его родственники не заинтересованы  в данной  сфере  деятельности и совершенно не умеют вести бизнес. Как и все другие  люди, данный гражданин умрет, а его наследство, а именно бизнес, по закону перейдёт его наследникам. Возникает вопрос, а что они будут  делать  с  этим бизнесом, не имея навыков управления? Ответ один – продать, и в результате все многолетние старания наследодателя были попросту. 

Согласно статье 123.20-1  Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) наследственный фонд представляет собой  создаваемый в порядке, предусмотренном ГК РФ, во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определённого срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом [1]. Неотъемлемой частью завещания, являющимся условием создания наследственного фонда, являются решение завещателя об учреждении наследственного фонда, устав фонда, а также условия управления фондом.

Предложенный законодателем механизм создания фонда на основе наследственного имущества широко распространён в зарубежных странах, например, всем известный наследственный фонд Альфреда Нобеля, или наследственный фонд, созданный сыном Генри Форда Эдселем, который получил в управление все активы Ford Motor Company. В качестве еще одного примера, можно привести и Фонд Велкома, работающий в настоящее время как некоммерческая организация, спонсирующая медицинские разработки.

Безусловно, создание наследственного фонда, имеет ряд плюсов: возможность обеспечения сохранности имущества после смерти наследодателя; возможность обеспечения финансовой стабильности наследников. Помимо этого, данное  нововведение позволяет бизнесу  непрерывное функционирование после смерти наследодателя, а также станет стимулом для деофшоризации российского бизнеса.

Несмотря на  все положительные характеристики данного нововведения, на  сегодняшний день существует ряд вопросов в отношении новеллы наследственного права, что может осложнить дальнейшую реализацию нормы на практике.

Первым  и самым главным пробелом  в регулировании указанной новеллы является отсутствие  регламентированной   последовательности действий нотариуса в рамках нотариального сопровождения процедуры учреждения наследственного фонда. Важность данного вопроса заключается  в том, что именно нотариус, не являясь субъектом наследственных правоотношений,  сопровождает юридическую судьбу наследственного фонда с момента оформления завещания.

В соответствии  с  Основами законодательства Российской Федерации о нотариате [4] нотариусу, ведущему наследственное дело, даётся строго установленный трёхдневный срок  на подачу  заявления о государственной регистрации наследственного фонда со всеми необходимыми приложениями в уполномоченный государственный орган.  Принципиальным аспектом здесь выступает тот факт, что подать такое заявление  нотариус  вправе лишь в случае, если получено согласие соответствующих лиц на осуществление  полномочий единоличного исполнительного органа или члена коллегиального органа наследственного фонда. Соответственно, нотариус предварительно должен направить лицу, указанному  в завещании, предложение дать согласие. Иных сроков для направления предложения  и получения ответа законодатель  не устанавливает, более того, не регламентирована   и форма согласия или отказа такого лица.  Поэтому возникают следующие  вопросы: как же нотариус будет учреждать фонд в случае отсутствия ответа таких лиц или при наличии их отказа, и для чего тогда устанавливается общий срок создания наследственного фонда – один год со дня открытия наследства, если нотариусу  не предоставляется возможность продления срока для направления  и получения ответа  указанных в завещании лиц?

Еще одним спорным и неоднозначным моментом, касающимся сроков, является следующее. Допустим, наследственный фонд успешно прошел  процедуру  его создания и следующим этапом является выдача фонду свидетельства о праве на наследство  в срок, указанный в решении об учреждении фонда, но не позднее установленного в статье 1154 ГК РФ срока, а именно, 6 месяцев со дня открытия наследства [2]. Однако, государственная регистрация  данного фонда была осуществлена в течение 8 месяцев, что соответствует установленному законом сроку для создания наследственного фонда (один год). И здесь возникает вопрос: а как быть с пропущенным шестимесячным сроком, установленным для принятия наследства, ведь о восстановлении  данного срока, в случае его пропуска,  в законе ничего не  говорится?

Следующие пробелы законодательства связаны с дальнейшей юридической  судьбой как наследственного фонда, так и  наследственного имущества в случае, если фонд так и не будет создан. Как известно, наследственный  фонд может быть создан только после смерти завещателя, соответственно и ознакомление с уставом данного фонда происходит после смерти наследодателя. В случае противоречия  положений такого устава российскому  законодательству учреждение данного фонда невозможно. Каким образом тогда должно быть исполнено завещание и как быть  с наследственным имуществом в дальнейшем? Усугубляется данный вопрос и тем, что изменение условий устава  не представляется возможным. Вариантов решения данной проблемы, можно выделить несколько. Во-первых, почему бы не пойти по пути опыта зарубежных стран, и не предоставить возможность создания наследственного фонда  еще при жизни завещателя. Во – вторых, считаем разумным,  предусмотрение консультирующих бесед при составлении подобного рода завещания  с соответствующими специалистами. В третьих, предоставить право какому-либо лицу (нотариус, суд или лицо, специально для этих целей указанное  в завещании)  изменить противоречащие закону условия устава фонда.

Не урегулирован вопрос и о начальном уставном капитале наследственного фонда. В связи с этим на практике могут возникнуть определённые проблемы, выраженные с невозможностью эффективного функционирования фонда из-за недостаточного наследственного имущества, что  в свою очередь приведёт к абсурдной ситуации, когда учреждение данного фонда с экономическо  точки зрения нецелесообразно, но обязательно с точки зрения закона.

Достаточно важным является вопрос об обязательной доле. Согласно нововведениям наследник, имеющий право на обязательную долю и являющийся выгодоприобретателем наследственного фонда, утрачивает  право на обязательную долю. Вроде бы  все понятно, если наследник откажется от всех прав выгодоприобретателя, то он получит право на обязательную доля, однако, может возникнуть и другая ситуация. Например, у предпринимателя  Иванова имеются взрослые дети, а также ребенок, рожденный не в зарегистрированном браке в возрасте 11 лет. После смерти Иванова данный ребенок  имеет право на обязательную долю. И вот этот ребенок со своей мамой начинает делить наследство. Однако, выясняется, что предприниматель Иванов в завещании указал о создании наследственного фонда и о передачи ему всего имущества.  И тут возникает вопрос, а из какого имущества  выделять эту долю? Все имущество - у наследственного фонда, мамы и ребенка в числе выгодоприобретателей нет, а войти туда принудительно закон не позволяет. Если разделить имущество фонда и выделить долю, то нарушится смысл такого правового института: неделимость и сохранность имущества. При этом о невозможности выдела  обязательной доли наследникам говорится  в гражданском законодательстве. Ответ на  данный вопрос, законодатель, к сожалению, не дает. Из приведённой ситуации возникает и другие вопросы, которые законодатель так же не урегулировал: возможно ли передать фонду часть имущества, а оставшуюся часть завещать обычным завещанием либо наследники смогут получить ее по закону, и возможно ли создание нескольких наследственных фондов?

Таким образом, подводя итог, мы можем сделать следующие выводы. Создание наследственных фондов – важных шаг в сохранении имущества, предотвращении его дробления при наследовании и рационального использования. На наш взгляд, сама по себе возможность создания таких фондов – прекрасный шанс для продолжения полезных начинаний завещателя, который по тем или иным причинам мог не добиться тех результатов, которые ставил перед собой в жизни.  Законодатель, в очередной раз, заимствовав у зарубежных стран определённые положения, не учел ряд их особенностей  и степень развитости в той или ной стране.  В сложившейся ситуации необходимо детально и тщательно  переработать все нормы, касающиеся тем или иным образом наследственного фонда, ведь только тогда данное нововведение сможешь полностью раскрыть свои преимущества и получить признание  у граждан Российской Федерации.


Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон  от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): Федеральный закон  от 26.11.2001 №146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 2001. №49. Ст. 4552.
  3. О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 259-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31 (Часть I). Ст. 4808.
  4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: Федеральный закон от 11 февраля 1993 года № 4462-1  (ред. от 27.12.2018) // Российская газета от 13.03.1993 №49.
1
Ваша оценка: Пусто Средняя: 1 (1 голос)