Леонова Арина Юрьевна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск
В настоящее время отдых российских туристов в России и за рубежом получил достаточно широкое распространение. Установленное право Конституцией Российской Федерации свободного передвижения и право на отдых в наше время не теряет своей актуальности.
Сфера туристских правоотношений регулируется Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ, Законом от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) "О защите прав потребителей", Гражданским Кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 (ред. от 30.11.2018) "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта".
Одновременно с высоким темпом развития туризма возросло и количество нарушений прав потребителей в данной сфере. Это связано с тем, что права и обязанности сторон недостаточно урегулированы законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами о реализации услуг туристского продукта исполнителем является туроператор, который формирует данный продукт, а также турагент, заключающий договоры о его реализации с потребителем.
Мы можем видеть достаточно большое количество судебной практики по поводу о том, что турфирмы не предоставляют полную информацию о проживании клиента. Например, о местоположении самого отеля. Зачастую скрывается информация о том, что рядом с апартаментами много шумных мест, в том числе оживленные трассы, что приходит к особенному загрязнению воздуха и невозможности отдыха. Так, Московским городским судом было рассмотрено дело о возмещении морального вреда в связи с предоставлением неполной информации о местонахождении санатория. Потребителям не сообщили значительные характеристики этого места, в частности тот факт, что оно находится достаточно далеко относительно от отеля, отсутствие транспорта к морю. Также была искажена информация об условиях перевозки груза в самолете и затруднительность передвижения в зоне отдыха. Требования истца суд частично удовлетворил.
Туристические организации нередко пытаются переложить ответственность за некачественное оказание услуг на своих партнеров. Например, при включении условия в соглашение о том, что организация не несет ответственности при отмене рейсов, проживании в гостинице и реализации других некачественных услуг. Так, например, Свердловский городско суд рассматривал иск к турфирме о расторжении договора об оказании туристских услуг, возмещении морального вреда и взыскании стоимости путевки в связи с тем, что неоднократно был изменён маршрут путешествия в одностороннем порядке, было произведено некачественное обслуживание на пароходе и в гостинице. Требования истца суд удовлетворил частично.
Ясность о природе данного договора не внесена законодателем. В частности, непонятно, является ли это соглашение действительно договором присоединения, положения которого потребитель не может изменять или дополнять. При заключении соглашения исполнитель довольно часто вводит положения, ущемляющие права потребителей уже на стадии заключения договора. Например, условие о санкциях в виде штрафа при отказе совершения поездки по каким-либо причинам, одностороннее изменение условий договора исполнителем без последствий, существенное ограничение времени подачи претензий в связи с некачественным указанием услуг, искаженная информация о маршрутах путешествия или программе пребывания заграницей и некоторые другие ущемляющие права положения в соглашении. Проанализировав договоры некоторых туристических компаний, можно прийти к выводу, что туристические организации стараются всеми методами и способами уйти от ответственности перед клиентами или же понести ее непропорционально причиненным нарушениям. Это следует из таких положений соглашений как детально прописанные размеры штрафов или неустоек, расторжения договоров без последствий.
Турфирмы также нередко нарушают гражданское законодательство в части определения непреодолимой силы, придумывая что-то совершенно новое. Это прослеживается во внесении фор-мажорных обстоятельств, исключающих ответственность исполнителя. Такими незаконными обстоятельствами часто являются грабежи, кражи в отношении исполнителя в результате которых происходит потеря документов клиента, что приводит к невозможности получения услуги или к неполному исполнению условий договора, денежные средства в данных случаях часто не возвращаются.
Закон, регулирующий правоотношения в туристской сфере, закрепляет право изменять, дополнять или прекращать условия договора в связи с существенными изменениями ситуации. Но он не регулирует последствия и ответственность сторон, связанные с этим. Исключением будет являться упоминание о возврате денежных средств, фактически понесенных сторонами при расторжении договора. В соглашении об оказании туристских услуг нередко закрепляется положение о достаточно коротких сроках претензии, которую может предъявить недовольный клиент. Так, в законе, регулирующем защиту прав потребителей, сказано, что претензию можно предъявить в течении гарантийного срока, а если он отсутствует, то в пределах двух лет. Договоры же различных организаций в этой сфере, как правило, не содержат подобного предложения, а сроки ограничиваются несколькими неделями. Не трудно предположить какое количество потребителей при обнаружении некачественного оказания услуг не направляются защищать свои права, думая, что упустили все сроки.
Сущность вышеизложенного сводится к тому, что на сегодняшний день права потребителей в сфере туризма достаточно часто ущемляются. Турист в данных правоотношениях является априори более слабой стороной относительно остальных субъектов. Необходимо предусмотреть более сильную защиту его прав.
Список литературы
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) "О защите прав потребителей"
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)
- Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция)
-
Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 (ред. от 30.11.2018) "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта"