Налоговый аспект изменения кадастровой стоимости земельных участков

Тумилович Игорь Эдуардович,
Омская Юридическая Академия

 

О месте и роли земельного кадастра в экономике, земельном хозяйстве и в налоговой системе России можно судить обоснованно, если принять во внимание, как исторически развивалась концепция земельного кадастра.

Во второй половине ХХ века, когда интерес к экономической оценке земли получил официальное одобрение, эту оценку в основном использовали в целях охраны наиболее продуктивных сельскохозяйственных земель в тех случаях, когда вставал вопрос об их изъятии для несельскозяйственных нужд [1].

Фискальное направление земельного кадастра действующим законодательством востребовано относительно недавно. Так, из-за отсутствия в законе 1991 года о плате за землю, действующего до 2005 года, положений о земельном кадастре, земельные участки переоценке не подлежали. Данный запрет не позволял отражать реальную стоимость активов организации, что приводило к определенным сложностям, особенно в тех организациях, где чистые активы снижались ниже минимального порога, установленного законодательством.

Запрет на переоценку земельных участков  был отменен лишь в 2011 году Приказом Минфина России от 24.12.2010г. № 186-н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» [2].

До 2011 года выход из сложившейся ситуации был один – приходилось нарушать вышеуказанные Методические указания. Аргументов в пользу данного подхода несколько.

Согласно п. 1 Методических указаний они (т.е. указания) определяют порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, а в нем прямого запрета на переоценку земельных участков нет. В соответствии с вышеназванным ПБУ 6/01 для целей бухгалтерского учета земельные участки лишь отнесены к объектам, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются [3]. Само же понятие «потребительские свойства объекта» дано в ГОСТе Р51303-99 «Торговля. Термины и определения» [4]. В соответствии с ним потребительское свойство товара – это свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.

Согласно МСФО 16 «Основные средства» земля всегда учитывается отдельно от построенных на ней зданий, так как имеет неограниченный срок службы  и не подлежит амортизации [5]. Исключение составляют карьеры и площадки, используемые для свалок. Увеличение стоимости земли, на которой находятся постройки, не влияет на определение суммы амортизации постройки.

В Отраслевых особенностях бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденных Минздравсоцразвития России и согласованных с Минфином России была предусмотрена прямая бухгалтерская проводка по переоценке земельных участков [6].

Еще одним из аргументов в пользу применения механизма переоценки и затем оспаривания кадастровой стоимости земельных участков стали положения Федерального закона «О бухгалтерском учете», который дает возможность организации самостоятельно формировать порядок оценки активов [7].

Таким образом, можно сказать, что после внесения поправок в Методические указания была устранена коллизия между различными правовыми актами, являвшаяся для хозяйствующих субъектов препятствием в переоценке и оспаривании кадастровой стоимости земельных участков.

В настоящее время законодательством РФ установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В силу положений Налогового кодекса РФ, кадастровая стоимость является налоговой базой для начисления земельных платежей по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.

Согласно статье 389 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог [8].

Одним из спорных моментов является вопрос обязательности результатов оспаривания кадастровой стоимости земельных участков для налоговых органов. Кроме того, кадастровая оценка является одним из видов земельно-оценочных работ. В связи с этим, возникает вопрос: в какой мере  эти работы должны подчиняться положениям Закона об оценочной деятельности в РФ.

Одни вопросы порождают другие. Так, например, статья 4 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» к субъектам оценочной деятельности относит самих оценщиков, а также заказчиков их работ – собственников (возможно титульных владельцев) земельных участков.

Кадастровую оценку земли следует рассматривать как один из видов земельно-оценочных работ, регулируемых Законом об оценочной деятельности, предусматривающий, что указанные работы выполняют независимые оценщики. Возникает вопрос: вправе ли орган исполнительной власти субъекта РФ осуществляющий кадастровую оценку земель привлекать их к своей работе, и насколько обязательны для него будут результаты такой оценки. Дело осложняется тем, что согласно статье 8 Закона об оценочной деятельности привлечение независимых оценщиков является обязательным, если возник спор «об исчислении налогооблагаемой базы». Данная норма трактуется так, что цифра, полученная независимым оценщиком имеет превосходство перед оценкой государственного органа.

Если полученные результаты разняться между собой, то не исключено возникновение спора. В таком случае возбудить спор вправе владелец земельного участка, арендатор, а также налоговый орган [9].

Изучив налоговый аспект оспаривания кадастровой стоимости земельных участков, можно отметить следующее:

– принятие Земельного кодекса РФ дало развитие фискальному направлению в землевладении и землепользовании;

– с 2002 года повсеместно стала осуществляться государственная оценки земель, был закреплен принцип платности земли, выразившейся в установлении таких платежей, как арендная плата и земельный налог;

– земельные участки стали выступать объектами налогообложения;

– развитие и функционирование института оспаривания кадастровой стоимости породило немало вопросов в налоговых отношениях. Одним из таких вопросов является вопрос о наделении правомочиями налогового органа по оспариванию кадастровой стоимости земли.

Проведение государственной  кадастровой  оценки земельных участков с каждым годом встает для землевладельцев и землепользователей острой проблемой, т.к. кадастровая оценка зачастую может превышать рыночную стоимость  в несколько раз, в связи с чем увеличивается размер земельного налога и происходит его переплата

В защиту прав и законных интересов выступило Министерство финансов РФ, которое указало на возможность перерасчета земельного налога, а затем осуществления возврата излишне уплаченных сумм, но только при соблюдении нижеследующего:

– рыночная оценка земли проведена на ту же дату, что и кадастровая;

– кадастровая стоимость приведена в соответствие с  рыночной стоимостью.

Но суды не спешат следовать такой позиции и часто разрешают споры в пользу налоговых органов. В связи с этим земельный налог пересчитать на практике невозможно.
 


Список литературы

  1. Пирогов. А.Б. Государственная оценка земли // Недвижимость и инвестиции. 2009. № 4. С. 9.
  2. О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 года № 3 : приказ Минфина России от 24 декабря 2010 года № 186н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 13.
  3. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств : приказ Минфина России от 13 октября 2003 года № 91 [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  4. Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99 : постановление Госстандарта России от 11 августа 1999 года № 242 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  5. URL: http://www.accountingreform.ru/
  6. Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации: постановление Минздравсоцразвития России по согласованию с Минфином России от 09 июня 2007 года [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  7. О бухгалтерском учете: федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ [Электронный ресурс]// Российская газета.1996. № 4.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 5 августа 2000 года № 177-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32, ст. 3340.
  9. Евстегнеев В. Земельный кадастр: вопросы правоприменения // Право и экономика. 2010. № 1. С. 5.
0
Ваша оценка: Пусто