Морально-этические и правовые проблемы суррогатного материнства в Российской Федерации

Изюмова Влада Игоревна,
Юридический институт ИГУ, г.Иркутск

 

В настоящее время большинство семейных пар не могут иметь детей и, чтобы справиться с этой проблемой, прибегают к услугам суррогатного материнства.  По поводу данного института складываются различные мнения. Некоторые полагают, что данный способ – это уникальная возможность стать родителями тем, кто по каким-то медицинским или иным причинам не могут этого сделать. Другие же считают, что с точки зрения этики и морали, суррогатное материнство – это что-то неправильное и неестественное. С религиозной точки зрения, возможность деторождения считается исключительно божьим дарованием и поэтому вмешиваться в этот процесс самостоятельно нельзя.

Несмотря на эти суждения, в Российской Федерации суррогатное материнство законодательно закреплено, и применение данной услуги встречается на практике. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливает, что суррогатное материнство является одним из способов применения вспомогательных репродуктивных технологий. Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям. Обязательными условиями для суррогатной матери является то, что это должна быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки. [1]

Говоря о морально-этических проблемах суррогатного материнства, акцент делается на следующих обстоятельствах. Во-первых, это угроза физического и психического здоровья ребенку и самой суррогатной матери. Это обуславливается тем, что ребенок получает все питание, а также внутреннее психологическое настроение суррогатной матери, если, к примеру, суррогатная мать относится к ребенку как к объекту, за который она получит вознаграждение, и ей важен результат, то она осознает, что ребенок является генетически чужеродным и отношение у нее к нему совсем иное. В той ситуации, когда суррогатная мать наоборот очень привязывается к ребенку и осознает, что в дальнейшем его необходимо будет отдать, также сопровождается психологическим волнением для ребенка, а впоследствии и психологической травмой для суррогатной матери.

Во-вторых, некоторые психологи утверждают, что в связи с манипуляцией природой происхождения ребёнка он получает генетическую информацию от одних людей, а живёт в утробе совершенно другого человека. Это может повлиять в будущем на поведение ребенка и на сомнения будущих родителей, что это их ребенок. [2, с.53]

В-третьих, одной из самых важных проблем суррогатного материнства считается коммерческая сторона вопроса и возможность торговли детьми, рождёнными суррогатной матерью. Как правило, женщины, оказывающие услуги по суррогатному материнству, получают материальное обеспечение в период беременности и вознаграждение после рождения ребенка. С правовой точки зрения это вполне разумно, ведь между суррогатной матерью и будущими родителями заключается договор об оказании услуг, который в свою очередь является возмездным. Стоит отметить, что, например, в некоторых зарубежных государствах договор об оказании суррогатного материнства разрешен только на безвозмездной основе: Израиль, Испания, Канада и т.д. [3, с. 57]

К морально-этическим проблемам также относят и разрушение понятий, обозначающих кровнородственные связи, в том случае, если суррогатная мать является родственницей будущим родителям и сохранение тайны происхождения ребенка, как быть в дальнейшем, рассказывать ребенку или нет о его появлении на свет.

Говоря о правовых проблемах суррогатного материнства стоит отметить, что, к сожалению, в Российской Федерации суррогатное материнство почти не урегулировано в правовом аспекте. Считается, что на сегодняшний день правовое обеспечение суррогатного материнства - один из самых сложных вопросов в современной юридической практике Российской Федерации. [4, с.47] Нормы, регулирующие процесс заключения, действия и прекращения договора о суррогатном материнстве, не содержатся в Семейном кодексе РФ (далее - СК РФ). СК РФ не предусматривает и обязанности заключения договора, норма статьи 51 является диспозитивной, а гражданским законодательством предусмотрена свобода договора и возможность заключения непоименованных договоров.

В настоящее время исходя из правового положения сторон и содержания возникающего обязательства к отношениям суррогатного материнства применяются нормы договора о возмездном оказании услуг. Пункт 2 статьи 779 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) устанавливает, что правила главы 39 «Возмездное оказание услуг» применяются лишь к договорам оказания услуг, указанных в перечне данной нормы. [5] Так как в настоящий момент законодатель не оговорил в ГК РФ возможность применения норм главы 39 к договору о суррогатном материнстве, данный договор считается непоименованным договором.

Заключая договор о суррогатном материнстве необходимо понимать, на данный момент законодательство регулирует этот вопрос так, что биологические родители могут не получить ребенка в том случае, если суррогатная мать откажется его отдавать и, как показывает практика, закон будет на ее стороне.

Подводя итоги, стоит отметить, что суррогатное материнство помогает лицам создать полноценную семью и дает возможность стать родителями. По поводу этого института возникает много вопросов, складываются различные мнения и взгляды и это вполне нормально. Каждый решает для себя сам, какой придерживаться точке зрения, если для некоторых это что-то непонятное и странное, то для других является спасением. Необходимо понимать, что заключение договора об оказании услуг суррогатного материнства является ответственным шагом и необходимо взвесить все за и против при принятии данного решения.

 


Список литературы

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ.-28.11.2011.- № 48. Ст. 6724.
  2. Сечина И., Суррогатное материнство: за деньги, но под сердцем// Нескучный сад. 2012. №4. С.53-57.
  3. Толстикова О.М., Договоры в семейном праве. Иркутск,2013. С. 114
  4. Пурге А.Р. Проблемы правового регулирования суррогатного материнства в Российской Федерации//ЕврАзЮж. 2012. № 4. С. 47-52.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 26 декабря 1996//Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.- № 5.- Ст. 410.
3
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3 (1 голос)