Сафонов Владислав Александрович
Тульский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), г. Тула
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства является эффективным инструментом оптимизации совместной согласованной деятельности национальных правоохранительных и судебных органов по противодействию организованной и транснациональной преступности на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Общепризнано, что в сфере уголовного правосудия особое место занимает проблема повышения требовательности к уполномоченным государственным органам с точки зрения защиты и обеспечения безопасности личности, участвующей в уголовном судопроизводстве.
Фундаментальные основы безопасности личности, вовлеченной в сферу уголовного судопроизводства, закрепляются Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) и Протоколов к ней [3].
Следует отметить, что применительно к уголовному процессу положения Конвенции в равной мере гарантируют как права и безопасность личности, совершившей преступление, так и личности, ставшей жертвой преступления. Вместе с тем, что установленные на основе ее применения универсальные правовые нормы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства могут быть расширены тем или иным государством в законодательном порядке и реализованы в правоприменительной практике.
Реализация конвенциональных положений на национальном уровне контролируется деятельностью Европейского Суда по правам человека), в правоприменительной деятельности которого особое место занимает выработка основополагающих международных принципов и норм по применению внутригосударственных мер защиты и обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Именно ЕСПЧ во многом определяет формируемые в европейской судебной практике стандарты принятия решений, правила понимания смысла тех или иных норм Европейской Конвенции [1, с. 68].
В подп. «д» п. 5 приложения к «Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью» были даны рекомендации государствам о принятии «мер для сведения к минимуму неудобств для жертв, охраны их личной жизни в тех случаях, когда это необходимо, и обеспечения их безопасности, а также безопасности их семей и свидетелей с их стороны и их защиты от запугивания и мести» [2].
В преамбуле резолюции о причинах, побудивших принять Декларацию, сказано, что жертвам преступлений, а также зачастую их семьям, свидетелям и другим лицам, оказывающим им помощь, несправедливо причиняется вред, включая телесные повреждения, моральный ущерб или ущерб их собственности и что, помимо этого, они могут подвергаться лишениям при оказании содействия судебному преследованию правонарушителей.
Государственная защита свидетелей направлена не только на реализацию права каждого человека на жизнь, которое закреплено в статье 20 Конституции РФ, и исходящего положения правового государства о том , что человек является высшей ценностью, и в случае реальной угрозы его безопасности эту безопасность следует обеспечить, но также, как нам представляется, из того положения Суда , согласно которому решающие для обвинения показания свидетелей должны прозвучать в суде (Постановлении Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) от 5 февраля 2009 г. по делу «Макеев (Makeyev) против России» (жалоба № 13769/04).
Общеевропейские правовые нормы и принципы по обеспечению безопасности личности в уголовном процессе нашли свое отражение во многих международных документах. Так, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.) обязывает сотрудников полиции и других правоохранительных органов при выполнении своих полномочий уважать человеческое достоинство и права человека, предусматривает необходимость сохранения в тайне сведений конфиденциального характера, которые могут относиться к личной жизни других лиц или повредить интересам таких лиц, их репутации.
Во многих странах, в частности, в Великобритании, Франции, Австралии, США, Канаде, Японии, Польши созданы программы государственной компенсации ущерба потерпевшим от преступления из специальных государственных и общественных фондов, а также за счет системы обязательного страхования. Такие программы позволяют обеспечивать компенсацию жертвам преступлений за причиненный ущерб в тех случаях, когда возмещение ущерба не удавалось получить путем реституции.
Анализ международного законодательства показывает, что предпринимаются следующие меры по защите свидетелей: выдача оружия и специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное переселение в места, обеспечивающие безопасность (в том числе в другую страну); изменение места работы, службы или учебы; личная охрана и охрана жилища и др.
Список литературы
1. Бондарь Н.С. Европейский конституционализм в аспекте национальной конституционной и европейской конвенционной юрисдикции // Вестник Барнаульского института МВД. 2013. № 6.
2. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.) // Советская юстиция. 1992. № 9-10.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 2. Ст. 163.