Дружинина Л.Л.,
старший преподаватель, ЧОУ ВО «Омская юридическая академия», г. Омск
Главной целью ВУЗа в современных условиях можно назвать подготовку специалистов, способных уметь инициативно и самостоятельно решать сложнейшие жизненные и профессиональные задачи, владеть актуальными достижениями науки и техники, уметь на практике использовать и приумножать приобретённые знания, навыки, умения, обладать гибкостью мышления, находчивостью и творческим подходом в интенсивно меняющихся ситуациях, нести ответственность за результаты собственной деятельности и ориентироваться на эффективное развитие и совершенствование.
Образовательный процесс в современной высшей школе - это, прежде всего, взаимодействие личностей преподавателя и студента. Профессиональная компетентность и творческая индивидуальность педагога имеют важнейшее значение. Особенно это остро ощущается на семинарских занятиях. Семинар – широко распространённая форма вузовского аудиторного занятия, обычно следующая за лекционным блоком тем. Семинар на заранее назначенную тему предполагает активное участие в нём студентов. Преподавателю остается только «дирижировать» при помощи определённых способов: дополнительные вопросы, промежуточные комментарии и обобщения, вовлечение новых студентов и т.д.
Во всей «технологической цепочке» обучения семинар - один из наиболее сложных видов педагогического действия. Семинарское занятие как форма группового обучения применяется для коллективной проработки тем учебной дисциплины, усвоение которых, определяет качество профессиональной подготовки, обсуждения сложных разделов, наиболее трудных для индивидуального понимания и усвоения.
На лекции общение с аудиторией развивается по вертикали, когда лектор, идя, главным образом от теории к практике, доводит до сознания студентов содержание научных идей, теорий, взглядов. Для семинара характерен непосредственный контакт преподавателя со студентами, и первая его задача в этом случае - установление доверительного общения, создание атмосферы совместного творчества, взаимопомощи. Следовательно, в ходе семинара педагогическое взаимодействие осуществляется не только и не столько по линии «преподаватель-студент», но и по линии «преподаватель-студент-студент».
Таким образом, семинар является гибкой формой обучения, предполагающей (наряду с направляющей ролью преподавателя) интенсивную преподавательскую работу каждого студента; организация семинарского занятия требует прекрасного владения материалом, быстрой реакции на содержание и форму подачи идей, умение распределить время студентов и организовать работу всего коллектива учебной группы, уделяя внимание каждому студенту; на семинарском занятии должна быть решена одна из главных его задач – научить студента использовать знания, полученные на лекциях, и материалы научных исследований.
Основной целью семинарского занятия является не столько проверка знаний, сколько углубление и, закрепление и полное усвоение того материала, в котором лекция ориентировала студентов самостоятельной работы с литературой и другими источниками. Такой подход позволяет максимально приблизить содержание учебного материала к реальным потребностям практики и условиям профессиональной деятельности. Эффективность семинарских занятий определяется тем, что они проводятся как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов с коллективным поиском ответов на них. Это обязывает преподавателя так организовать обсуждение, чтобы добиться интенсивного общения со студентами через активизацию их мыслительной деятельности, пробуждение интереса к обсуждаемой проблеме. Исходя из этого, опытные преподаватели стремятся сначала разбудить любознательность студентов, вызвать со стороны аудитории вопросы: почему? зачем? с какой целью? Настрой студентов на ожидание интенсивного общения, интересных объяснений, обоснований доказательств позволяет избежать скучного повторения прописных истин или известных штампов.
Выбор преподавателем варианта проведения семинара обязывает его быть режиссером каждого занятия, овладевать навыками педагогической работы с учебной группой, чтобы уметь организовать живое общение, выслушать мнение каждого по обсуждаемым вопросам, обеспечить «партнерское взаимодействие». Это позволяет ему реализовать все основные функции семинарского занятия - познавательную, воспитательную, развивающую, вспомогательную по отношению к ним, функцию контроля.
О познавательной функции семинара говорит сам термин (лат.seminarium - рассадник знаний). Семинар-это творческая лаборатория, в которой знания студентов, полученные на лекции и в результате самостоятельной работы, во-первых, закрепляются, приобретают качественно иное, более осмысленное и прочное содержание; во-вторых, расширяются, поскольку в ходе занятий выдвигаются новые положения, новые истины, не попавшие ранее в сферу внимания студентов; в-третьих, углубляются, двигая мысль студентов одного уровня познания к другому, более высокому. Семинары помогают студентам овладеть научной терминологией. Свободно оперировать ею, применять ее при анализе явлений природы, общества, мышления, устного выступления, оттачивают мысль, являясь хорошей школой подготовки будущих специалистов.
Воспитательная функция семинара вытекает из познавательной, поскольку глубокое познание связано с осознанием теоретических положений и идей, формированием научного мировоззрения, общей культуры и профессионального мастерства. Семинары способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения студентов, помогают преподавателю изучить мнения и интересы аудитории, устраняя при этом ошибочные взгляды, нездоровые настроения, совершенствуя и закрепляя правильные. Атмосфера взаимодоверия и взаимопонимания, создаваемая опытным преподавателем на семинаре, позволяет решать задачи нравственного, эстетического воспитания, причем достигается это не только личным влиянием преподавателя на аудиторию, но и организацией общественного мнения.
Наконец семинару свойственна и функция контроля за содержанием, глубиной систематичностью самостоятельной работы студентов. Что в конечном счете также подчинено целям обучения и воспитания. Именно на семинаре раскрываются сильные и слабые стороны в подготовке студентов, а преподаватель имеет возможность систематически анализировать, оценивать уровень работы группы в целом и каждого студента, соответствующим образом реагируя на негативные стороны процесса освоения науки и добиваясь тем самым систематической работы студентов с литературой, повышения их внимания к лекционному курсу. Вместе с тем, если контроль на семинаре не может быть определяющей целью, но и полное отрицание контрольной функции семинарских занятий не имеет достаточного обоснования. Удельный вес контрольной функции зависит от типа семинара. Педагоги выделяют три типа семинаров, принятых в университетах, педагогических, юридических и других вузах: семинар для углубленного изучения определенного систематического курса; семинар с целью углубленной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса (или отдельной темы); семинар (спецсеминар) исследовательского типа с не зависящей от лекционного курса тематикой по отдельным проблемам науки. Таким образом, познавательная, воспитательная и контрольная функции семинара выступают в единстве и взаимосвязи.
Вид (форма) семинара определяется содержанием темы, характером рекомендуемых по ней литературных источников, уровнем подготовки студентов данной группы, их специальностью, необходимостью увязывать преподавание той или иной учебной дисциплины с профилем вуза и другими факторами.
Практика показывает, что в вузах сложились следующие виды семинаров: вопросно-ответный; развернутая беседа на основе заранее врученного студентам плана семинарского занятия; устные доклады студентов с последующим обсуждением их; обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем на семинаре прочитанных всей группой; теоретическая конференция в группе или на потоке; семинар-диспут; комментированное чтение первоисточников; решение задач и упражнений на самостоятельность мышления; работа с так называемыми обучающими и экзаменующими техническими средствами обучения; семинар по материалам конкретных социальных исследований, проведенных студентами под руководством преподавателя; семинар-экскурсии в музеи или по памятным историческим местам; контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением; семинар-коллоквиум; семинар-пресс-конференция.
Опыт показывает, что каждый из перечисленных видов содержит сильные и слабые стороны и, быть может, за исключением первого имеет право на существование. При изучении дисциплины «Налоги и налогообложение» используются различные виды семинаров, так как они в большей или меньшей степени связаны между собой и нередко переходят друг в друга.
Список литературы
1. Осмоловская И.М. Инновация и педагогическая практика //Народное образование №6. 2012г.- С.182-188
2. Кайзер Ф. Каминский Х. Методика преподавания экономических дисциплин, М.:Витта-Пресс.2010г - С.29.
3. Тряпицина А.П.Организация самостоятельной работы студентов: учебно-методическое пособие для преподавателей высшей школы Спб.: РГПУ им. Герцена. 2009г.Ч.1