Место общепризнанных принципов и норм международного права в системе российского уголовно-процессуального права

Биховец М.А.

 

 

Анализ положений ч. 4 ст. 15 Конституции РФ приводит к вопросу: применимо ли правило о приоритете международных норм над национальным законодательством ко всем видам этих норм либо оно относится только к некоторым законам. Упомянутый закон «О международных договорах Российской Федерации» предписывает ратифицировать те международные договоры, которые устанавливают иные правила, чем предусмотренные отечественным законодательством. Поэтому, как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5[1], иные правила международного договора подлежат применению только в случае, если решение о согласии на обязательность данного договора принято в форме федерального закона. Соответственно, можно сделать вывод, что положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ применимы исключительно к ратифицированным Российской Федерацией договорам. На основании этих конституционных положений Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (как и ряд других международных договоров) введена в российскую систему права с момента ее ратификации (1998 г.), а ее нормы на всей территории России приобрели юридическую силу, большую чем нормы отечественного законодательства [2].

Под общепризнанными принципами и нормами международного права следует понимать основополагающие императивные правовые положения, нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, получившие всеобщее одобрение международного сообщества, содержащиеся в международно-правовых актах (в виде деклараций, пактов, конвенций, хартий), официально признанные Российской Федерацией, отступление от которых недопустимо. В арсенал принятых мировым правовым сообществом международно- правовых актов включено большое количество документов по правам человека, устанавливающих международные стандарты, применяемые в российской уголовном судопроизводстве, поскольку в этой сфере права и свободы человека и гражданина могут быть подвергнуты наибольшему воздействию и ограничению. Так, например, государства-члены Совета Европы с целью унификации национальных систем законодательства, повышения уровня эффективности и оптимальности работы правоохранительных органов и органов правосудия путем упрощения и ускорения судопроизводства приняли и одобрили более 200 европейских конвенций, касающихся защиты прав жертв насильственных преступлений; предотвращения пыток и других видов бесчеловечного или унижающих человеческое достоинство обращения или наказания, обеспечения доступа к правосудию в разумные сроки, обеспечения права на защиту, по участию несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве и др.

Стержневым правовым актом Совета Европы является Конвенция о защите прав человека и основных свобод, закрепляющая неотъемлемые права и свободы человека, обязывающая государства гарантировать их каждому, кто находится под национальной юрисдикцией, и содержащая механизм международной защиты прав человека. Правоотношения Совета Европы и государств-членов основаны на том, что право Совета Европы и национальное право дополняют друг друга, поэтому нормы национального права воспринимаются как один из нормативных источников конвенций Совета Европы. Соответственно законодательство государств-членов Совета Европы впитывает как юридически обязательные, так и рекомендательные акты Совета Европы.

Представляется, что для понимания сущности международно-правовых стандартов в области уголовного судопроизводства, основанных на общепризнанных принципах и нормах международного права, следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5[3], которое дает определение общепризнанных принципов международного права – это основополагающие императивные и диспозитивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательных. Без такого признания эти нормы не могут быть восприняты правовой системой РФ, не могут стать обязательными для государства в лице его органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

Понятие «общепризнанные» относится как к принципам, так и к нормам международного права, поскольку и в том, и в другом случае это понятие характеризует юридически обязательное правило поведения. Обычно различие между принципами и нормами международного права не проводится, так как термин «принципы» имеет широкое значение и включает в себя нормы международного права.

В каждой правовой системе действуют ее основополагающие принципы, которые отражают содержание и сущность этой системы. Но проблемы защиты прав человека и гражданина в современном мире вышли за пределы отдельных государств, в связи с чем возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов прав личности, устанавливающих тот уровень их обеспечения, ниже которого каждое демократическое государство не может опускаться. Общепризнанные принципы и нормы международного права обладают особой юридической силой, универсальностью и применимостью, что объективно предопределено потребностями устойчивого цивилизованного международного общения, не смотря на политические и экономические процессы, происходят и в мире в целом, и в России в частности.

Как справедливо отмечает А. П. Гуськова, достижение цели уголовного процесса и решение конкретных задач каждой его стадии возможно на основе универсального понимания прав и свобод человека[4], являющихся естественными и независящими ни от воли государства (группы государств), ни от закономерностей общественно-политического развития. Государство обязано обеспечить каждому человеку реализацию этих прав, в противном случае действия и решения государства противозаконны. Поэтому, как подчеркивает А. П. Гуськова, такие действия государства по отношению к личности соизмеряются не с его национальным законодательством, а с международно-правовыми стандартами[5]. Именно статус личности в уголовном судопроизводстве в юридической литературе обоснованно определяется как «пробный камень гуманности существующего политического режима»[6]. Поэтому, делает вывод В. А. Карташкин, права человека являются предметом международно-правового регулирования и не являются только внутренней компетенцией государства. То, что в международном праве называется правами человека, становится правами человека и гражданина в национальном праве[7].

Н. С. Ермишина, проанализировав взгляды ученых о сущности международно-правовых стандартов прав человека в уголовном судопроизводстве, выделяет пять подходов[8]:

– сущность этих стандартов раскрывается через понятие «принцип»;

– сущность стандартов заключается в субъективных правах и свободах человека;

– международно-правовые   стандарты   –   это   правовая   норма,

устанавливающая модель поведения;

– международно-правовые стандарты – это требования к минимальному уровню обеспечения прав и свобод человека;

– международно-правовые стандарты – это совокупность принципов отправления правосудия, требований к судопроизводству и исполнению судебных актов, условий действия этих принципов и требований (включая допустимые ограничения и запреты), а также совокупность международных обязательств отдельного государства по обеспечению их реализации на своей территории.

Пленум Верховного Суда РФ высказал свою правовую позицию относительно применения российскими судами норм международного права в сфере уголовного судопроизводства: в целях правильного и единообразного правоприменения суды должны исходить из положений Конституции РФ:

Россия признала и гарантирует права и свободы человека и гражданина на основе общепризнанных принципов и норм международного права и Конституции РФ (ч. 1 ст. 17); государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ); каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

Приведенные положения, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, положения международных договоров РФ, являются основой прав и свобод человека и гражданина и действуют непосредственно на всей территории РФ.


[1] О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норммеждународного права и международных договоров Российской Федерации : постановлением Пленума Верхов. Суда РФ от 10 окт. 2003 г. № 5 // Рос. газ. 2003. 2 дек.

[2] Бурмагин С. В. О влиянии решений Европейского суда по правам человека на уголовноесудопроизводство России // Рос. правосудие. 2016. № 3 (119). С. 83.

[3] О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норммеждународного права и международных договоров Российской Федерации : постановлением Пленума Верхов. Суда РФ от 10 окт. 2003 г. № 5 // Рос. газ. 2003. 2 дек.

[4] Гуськова А. П. Вопросы защиты прав личности по международному уголовно-процессуальному праву // Роль университетской науки в региональном сообществе : материалы междунар. науч.-практ. конф. Москва-Оренбург, 2003. С. 219.

[5] Гуськова А. П. Указ.соч.С. 219.

[6] Ларин A. M. Презумпция невиновности.М., 1982.С. 62.

[7] Карташкин В. А. Всеобщая Декларация:права человека в современном мире(к40-йгодовщине принятия Всеобщей декларации прав человека) // Сов. ежегодник междунар. права. М. : Наука, 1989. С. 47. См., также : Васильева Е. Г. Вопросы уголовного процесса в международных актах : учеб. пособие / под общ. ред. З. Д. Еникеева. Уфа : РИО БашГУ, 2007. С. 19–35.

[8] Ермишина Н. С. Сущность европейских стандартов в области прав человека и их роль вправовом регулировании уголовно-процессуальной деятельности в Российской Федерации. В кн. : Актуальные проблемы обеспечения прав участников уголовного судопроизводства : монография / М. Т. Аширбекава, В. М. Быков, И. С. Дикарев [и др.] : под ред. Н. С. Мановой. М. : Проспект, 2018. С. 8.

0
Ваша оценка: Пусто